В статье “20 знаменитых шедевров постоянной экспозиции Третьяковской галереи” я рассказывала, какой великий вклад в нашу культуру сделал Павел Михайлович Третьяков. Он научил нас восхищаться современной русской живописью. А сегодня хочу поговорить о другом, не менее значимом деятеле культуры, коллекционере серебряного века - Сергее Ивановиче Щукине.
“Если при взгляде на картину испытываешь шок — значит, надо брать”.
С. И. Щукин
Чуть более ста лет назад Щукин начал привозить в Россию французскую #живопись . Так в его особняке зародилась совершенно уникальная коллекция полотен художников второй половины XIX - первой трети XX века. Новое французское #искусство захватило 44-летнего Щукина полностью, стало его главной страстью. Известный художественный критик Яков Тугендхольд, составляя в 1913 году первый каталог его коллекции, писал: “В нашу эпоху, когда сплоченное большинство в лучшем произведении искусства замечает лишь гадкого утенка, когда официальные учреждения отстают от разбега в жизни, спохватившись лишь через много лет, такие собрания призваны играть роль действенную, живую, ибо на них воспитываются грядущие поколения.”
Сергей Иванович был не просто коллекционером, он был пропагандистом нового искусства. Даже сегодня коллекция французских модернистов производит неоднозначные впечатления. С одной стороны, мы уже видим в импрессионистах классиков французского искусства, с другой - какие-то вещи всё ещё могут беспокоить, например, полотна Пикассо или Дерена. Для России начала XX века эта собираемая #коллекция была бомбой. Такая живопись была чрезвычайно сложна для восприятия консервативным русским обществом. Столичная художественная интеллигенция воспринимала Щукина как человека слегка полоумного. Можно себе представить, что творилось в 1908 году, когда посещение особняка с картинами стало публичным. Экскурсии вел сам хозяин, заражая своим энтузиазмом, своей пылкостью. Он с удовольствием спорил с оценками гостей. И хотя его собрание чаще вызывало недоумение, оно значительно расширило кругозор и эстетические понятия широкой публики, дало толчок развитию нового направления русского искусства - авангарду. Можно со всей ответственностью сказать, что великий русский #авангард в изобразительном искусстве был бы совсем другим, если бы не Щукин.
Меньше чем за 20 лет Сергей Иванович купил 256 полотен 63 художников, потратив около миллиона франков. Стоимость этой коллекции в 2012 году была оценена примерно в 8,5 млрд. долларов. Благодаря русскому торговцу текстилем Щукину, Россия стала богата общеизвестными шедеврами: Моне (13 полотен), Сезанна (8 полотен), Матисса (37 полотен), Гогена (16 полотен), Пикассо (50 полотен) и других великих художников.
Представляю вашему вниманию некоторые из них, ставшие в наши дни всеобщим достоянием:
Спасибо за то, что дочитали до конца. Возможно, вам понравится статья: "Как в СССР стали бороться с вредным западным искусством".
Не забудьте поставить лайк и подписаться, чтобы мы встретились с вами вновь.
Пока пока.