Найти тему

Возможно быть и пошляком, и классиком литературы.

Москва Наука 1977 год
Москва Наука 1977 год

"А не взяться ли нам за Вильяма нашего Конгрива?" (цитата не совсем точная, да и бог с ней). Эпоха длиннейших париков, острейших языков, скучающих, не знающих за кем бы еще поволочиться, чтобы убить время галантных кавалеров, дам, ограниченных во всех отношениях. Уже в девятнадцатом веке британским благовоспитанным джентльменам хотелось думать, что этого никогда не было. Было. В веке семнадцатом. После пятидесяти лет непрерывных кровопусканий, устраиваемых всей стране благочестивыми пуританами, наступила короткая пора "реставрации стюартов". Король вернулся из Франции с целым обществом остроумнейших шалопаев. Вновь открылись запрещенные было пуританским правительством театры. И на сцене их поселилась комедия. Легкомысленная, зубоскальная, с пошлыми шуточками и намеками ниже пояса. Именно такая. На первый взгляд.

Такие же, и тоже на первый взгляд, и пьесы Конгрива. Их совсем мало: всего четыре. Автор начал писать комедии в двадцать три года и в тридцать уже закончил это занятие. Эпоха "Реставрации" успела закончиться, к власти снова вернулись пуританские кошельки, не жалующие ничего легкомысленного.

А была ли комедия Конгрива действительно легкомысленной? На первый взгляд, казалось бы, да: сыпящие каламбурами действующие лица, нехитрый сюжет, вращающийся вокруг любви в таком же самом нехитром её понимании. Казалось бы, больше ничего и нет. Особенно в первой, самой ранней пьесе "Старый холостяк". Однако даже в ней, по ходу действия у читателя возникает ощущение глубины: герои непрерывно острят, но они все время что-то не договаривают, на что-то исподволь таким образом намекая. В последующих пьесах это ощущение будет только усиливаться. И даже более того, ты начинаешь прекрасно понимать на что намекает автор. Это будут все больше мысли глубокие, но надо сказать, весьма не веселые, таким не место на сцене комедии. Вот автор и делится ими с нами молча. Способ, определенно, доступный лишь гению. Конгрив – классик совершенно заслуженный. И только лишь в своей последней пьесе "Так поступают в свете" автор отважился перейти от молчаливых намеков к речи. И сделал это напрасно: с одной стороны, благодаря его откровенности проницательные читатели смогли убедиться, что не ошиблись, правильно разгадав его предыдущие намеки; с другой стороны, в театре пьеса провалилась, и автор навсегда отложил перо комедиографа. Это было очень жестоко с его стороны по отношению ко всем нам: как современным ему зрителям, так и всем последующим читателям. Но таков уж он век камзолов, париков и остро наточенных шпаг: излишние сантименты ему чужды. А нам всем, в расплату за легкомыслие горстки зрителей, освиставших последнюю пьесу, теперь всегда будет слишком мало Конгрива.

Сборник комедий Конгрива книга доступная только в букинистических магазинах, но там, к счастью, она не является редкостью (да здравствуют огромные советские тиражи!). Ее без труда можно купить в интернете:

на Alib https://www.alib.ru/au-kongriv/nm-komedii/

на Озоне https://www.ozon.ru/person/kongriv-uilyam-324543/

в Мешке https://meshok.net/?related=%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B2%20%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%20%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8

на Юле https://youla.ru/moskva/hobbi-razvlecheniya/knigi-zhurnaly/konghriv-komiedii-litpamiatniki-5e8b2a5cd67750195b27d880

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, впереди еще масса новых рецензий только на Настоящие Книги. Мы поможем не утонуть в море макулатуры и найти то немногое, что стоит прочитать каждому.