Найти в Дзене

«Не может быть речи о пощаде»: ложь Гитлера, с которой началась Вторая мировая война

В 1934 году Германия и Польша подписали Декларацию о неприменении силы, которая позволила рейху наращивать вооружения.

Спустя 4 года, в 1938 году Гитлер заявил в Рейхстаге, что «Германия не позволит ничего, что могло бы отрицательно повлиять на осуществление задачи, которая стоит перед нами, а именно – мир».

В этом же году Министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп потребовал от главы МИДа Польши Юзефа Беку передачи Данцига (город, в котором жили немцы, и который был коридором к немецкому Кенигсбергу). Польша отказалась отдавать город, после чего «фюрер приказал… проводить подготовительные мероприятия для внезапной оккупации германскими войсками вольного города Данцига».

Данциг встречает Адольфа Гитлера. 20 сентября 1939 г. Польша. © Domaine public
Данциг встречает Адольфа Гитлера. 20 сентября 1939 г. Польша. © Domaine public

Когда и Англия, и Франция поняли, что возможность европейской войны не устранена Мюнхенским соглашением, они заключили с Польшей соглашения, согласно которому окажут стране военную поддержку в случае нападения Германии.

«Польша, подобно Чехословакии, под давлением лживой международной кампании считает, что она должна прибегнуть к мобилизации, тогда как Германия со своей стороны не призвала ни одного человека и никоим образом не готовится к выступлению против Польши… Намерения Германии совершить нападение были вымышлены международной прессой» - так выступал Гитлер, имея в своем кармане копии приказов о подготовке нападения против Польши.

Адольф Гитлер во время солдатского обеда. Польша. 1939 г. © Domaine public
Адольф Гитлер во время солдатского обеда. Польша. 1939 г. © Domaine public

23 мая 1939 фюрер провел совещание с военными, на котором раскрыл карты: «Данциг совершенно не является предметом спора. Основным является вопрос расширения нашего жизненного пространства на Востоке. Поэтому не может быть и речи о том, чтобы пощадить Польшу. Перед нами осталось только лишь одно решение: напасть на Польшу при первом же удобном случае».

31 августа 1939 Гитлер издал совершенно секретный приказ о том, что нападение нужно начать рано утром 1 сентября.

«Против Польши была устроена провокация – захват радиостанции в приграничном немецком городе Глайвице, который на самом деле произвели переодетые в польскую военную форму сотрудники СС. В качестве «погибших во время нападения» в здание радиостанции подбросили трупы узников концлагерей в той же форме».

1 сентября 1939 года германские войска без объявления войны стали быстро наступать по всей польской границе, обладая преимуществом в танках и авиации. К 5 сентября они заняли Данцигский коридор, к 14 сентября окружили Варшаву и начали ее осаду. В тот же день был захвачен Брест.

Несмотря на то, что Великобритания и Франция объявили Германии войну, 12 сентября командование союзников решило прекратить наступление, так как «события в Польше не оправдывают дальнейших военных действий в Сааре». По сути, это был отказ от франко-польских обязательств, на которые так рассчитывали в Варшаве. Германское командование было не в состоянии перебросить на Западный фронт почти ни одного соединения, поэтому Франция и Великобритания имели все шансы переломить ход кампании, но не воспользовались ими. Эти события вошли в историю как «Странная война».

28 сентября, исчерпав все силы для обороны столицы, польское командование капитулировало.

Момент церемонии переговоров о капитуляции между представителями польского и немецкого командования. Варшава, 1939 г. РГАКФД/ Оп. 3, № 199, сн. 8 © Портал «Преступления нацистов в СССР»
Момент церемонии переговоров о капитуляции между представителями польского и немецкого командования. Варшава, 1939 г. РГАКФД/ Оп. 3, № 199, сн. 8 © Портал «Преступления нацистов в СССР»