Наверное, вы заметили, что в последнее время Apple всё чаще и чаще подвергается критике. Нет, это не критика высоких цен, низкого качества фирменной продукции или безответственного подхода к обслуживанию, но критика политики компании, которую критикуют не пользователи, а разработчики. Их не устраивают то размеры комиссии в App Store, то запрет на работу на iOS облачных игровых сервисов, то слишком высокие, по их мнению, требования безопасности. Но если на первые две претензии в Купертино нашли какой-никакой компромисс, то вот на аналогичное решение третьей рассчитывать скорее всего не стоит. Это и вызывает неподдельную злость разработчиков.
Ярлыки конфиденциальности – это нечто вроде информационных сводок с предупреждением о том, какие именно данные собирает конкретное приложение, куда они направляются и как используются разработчиками. Apple предупредила о введении ярлыков ещё летом, опубликовала подробные инструкции в сентябре, с выходом iOS 14, а ввести их официально пообещала в декабре 2020 года.
WhatsApp высказалась решительно против внедрения в App Store ярлыков безопасности. По мнению создателей мессенджера, эта практика является антиконкурентной, потому что не затрагивает собственные приложения Apple, а так же не предполагает для разработчиков права объяснить, как именно они защищают данные, которые собирают о пользователях. В противном случае получается игра в одни ворота, когда разработчики признаются в сборе данных, но не имеют возможности пояснить, что все данные тщательно защищены.
Ярлыки конфиденциальности в App Store
Во-первых, мы считаем, что ярлыки конфиденциальности должны единообразно применяться как в отношении собственных приложений Apple, так и сторонних. Во-вторых, несмотря на то что предоставление пользователям информационной сводки о данных, которые собирают приложения, — это шаг в правильном направлении, мы считаем, что не менее важно дать им возможность знать, как какой разработчик защищает их данные, а также сравнивать его с другими, в том числе предустановленными приложениями, — объяснили в WhatsApp.
Apple предупредила о новом условии удаления приложений из App Store
Впрочем, в Apple не оставили претензию WhatsApp без ответа. В компании пояснили, что её собственные приложения будут соответствовать ровно тем же требованиям, которые предъявляются сторонним. Фирменный софт Apple будет в обязательном порядке снабжён ярлыком конфиденциальности в App Store, а те программы, которые распространяются не через App Store, будут отсылать к ярлыку, размещённому на официальном сайте компании. Правда, вторую претензию относительно упоминания о защитных механизмах в Купертино проигнорировали.
Безопасность данных приложений
Очевидно, что WhatsApp намекает на сквозное шифрование, которое применяется в одноимённом мессенджере уже несколько лет, и ей очень важно, чтобы это было отражено в ярлыке. Руководству компании неприятно осознавать, что им придётся признаться в сборе данных, однако возможности реабилитироваться в глаза пользователей у них не будет. В целом это довольно правильная мысль, которая нивелирует тот факт, что приложения Apple практически не собирают информацию, а все остальные – в той или иной степени собирают.
Испанский стыд: Apple просит разработчиков хвалить её за снижение комиссии в App Store
Кто-то наверняка скажет, что разработчики могут отказаться от сбора данных совсем, раз уж у Apple это получилось. Однако здесь нужно провести чёткую грань. Apple – так уж вышло – не зарабатывает на многих из своих приложений. iMessage, FaceTime, Напоминания, Календарь и многие другие программы не приносят компании деньги, но направлены просто на удержание пользователя в рамках экосистемы. У сторонних разработчиков нет задачи просто удержать пользователя, им нужно заработать. Поэтому они не могут отказаться от сбора данных совсем, рискуя в противном случае подорвать бизнес-модель, на которой базируется их софт.