Найти в Дзене
Акум Эксперт

Что такое КТЦ и как он продлевает жизнь АКБ

Оглавление

Контрольно-тренировочный цикл или сокращенно КТЦ – специальная процедура, позволяющая точно определить емкость аккумулятора и заодно улучшить его характеристики. КТЦ проводят достаточно редко, не чаще одного раза в год, и обычно на старых АКБ. Неправильное проведение КТЦ может вредно сказаться на здоровье аккумулятора, но иногда без нее никак не обойтись.

Смысл проведения КТЦ

Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда необходимо принимать решение о дальнейшей эксплуатации АКБ. Может сложиться так, что по времени она уже давно свое отработала, но приобрести новую пока не получается. Кроме того, у старого, много лет прослужившего аккумулятора, могут быть проблемы с подзарядкой. Ведь при этом необходимо задавать зарядный ток, обычно равный 0,1С (номинальной емкости АКБ). А какая сейчас у нее фактическая емкость сказать трудно.

Вот для определения реальных характеристик батареи и надо провести КТЦ. Заодно и несколько улучшить параметры аккумулятора, уменьшив степень его сульфатации.

Как проводится КТЦ

Вся процедура проводится в три этапа:

1. Заряд АКБ до полной ее емкости.

2. Разряд батареи до напряжения 10,8 В в 10-часовом режиме.

3. Повторный полный заряд АКБ.

Своеобразной памяткой проведения КТЦ может служить фотография ниже:

В процессе проведения работ фиксируют ток разряда и его продолжительность. Так, если батарею с исходной емкостью 60 Ач вы разряжаете током 6 А в течение 7 часов, когда напряжение снизится до установленного минимума, то реальная емкость батареи составит

6 А * 7 часов = 42 Ач.

Как разрядить и зарядить АКБ

Проблема правильного разряда аккумулятора – основа получения хорошего результата. В некоторых зарядных устройствах предусмотрен режим КТЦ, так что у обладателей подобных изделий никаких проблем не возникнет. Остальным придется воспользоваться подручными средствами. Лучше всего для этих целей подходит обычная автомобильная лампочка.

-2

Так, если у нас есть АКБ первоначальной емкости 60 Ач, то для ее работы в режиме 10-часового разряда, аккумулятор должен отдавать ток 6 А. Как выбрать лампочку? Напряжение нам известно – 12 В, ток известен – 6 А, значит, лампа должна быть мощностью

Р = I*U = 6 *12 = 72 Вт.

Находим подходящую лампочку, подключаем ее к батарее как показано на фото, и можно начинать разряжать АКБ. Правда, надо аккуратно вести записи о режимах в течение всей процедуры.

Обычно найти лампу требуемой мощности не удается, так что можно имеющиеся в наличии соединять последовательно и параллельно, чтобы сборка обеспечивала нужный режим разряда батареи.

Особо стоит отметить, что в конце процедуры контроль режимов надо проводить гораздо чаще, чем в начале. Дело в том, что 10,8 В (в целом на АКБ) – уровень полного разряда батареи. И это очень опасно для "здоровья" аккумулятора. Так что сразу после окончания процедуры разряда АКБ необходимо поставить на зарядку и провести ее в обычном режиме, пока аккумулятор полностью не восстановит емкость.

Как воспринимать результаты испытаний

После окончания КТЦ можно объективно оценить состояние вашей батареи. Если ее емкость больше 50 % первоначальной, то она еще может послужить. Если же измеренная емкость АКБ оказывается меньше, то ее можно выкидывать. Или в любой момент быть готовым к тому, что ваша машина не заведется.

Особенности КТЦ

При всей своей внешней простоте, процедура КТЦ не совсем безобидна, или правильней будет сказать, совсем не безобидна, хотя и обладает некоторыми достоинствами.

  1. Процедура КТЦ частично сокращает ресурс батареи. Дело в том, что свинцовые аккумуляторы обладают вполне определенным ресурсом, который позволяет им работать 4-5 лет. Или выдержать некое вполне конечное число циклов заряда-разряда (для свинцовых батарей эта цифра равна примерно 200). Так что проведение КТЦ на 0,5-1,0 % сокращает ресурс батареи. Но в некоторых случаях, например, как описано выше, подвергнуть батарею подобной процедуре – вполне разумный шаг.
  2. Не обязательно сразу, но после проведения нескольких КТЦ емкость батареи может увеличиться. Дело в том, что в процессе разряда-заряда аккумулятора происходит разрушение кристаллов сульфата свинца, из-за чего несколько уменьшается степень сульфатации батареи.
  3. Хотя выше говорилось о контроле напряжения, но в процессе проведения КТЦ полезно контролировать и плотность электролита. Это позволит более точно определить состояние батареи. Конкретные данные о соответствии уровня напряжения и плотности электролита приведены ниже в таблице.
Примечание – приведенные напряжения измерены в режиме холостого хода, без нагрузки.
Примечание – приведенные напряжения измерены в режиме холостого хода, без нагрузки.

Заключение

КТЦ желательно хотя бы раз в год подвергать каждую АКБ. И хотя при проведении процедуры будет теряться часть ресурса, но зато уменьшится уровень сульфатации батареи, а также точно будет определена ее реальная емкость. Это позволит более точно задать режим ее заряда при использовании внешнего зарядного устройства. А также своевременно принять решение о замене батареи, потерявшей значительную часть своей емкости.