Отбросить предвзятость почти невозможно, но попробую. Редко вообще вижу других детей, в силу образа жизни в глухомани. А уж хоумскулеров вообще очень редко.
Но тут довелось. Во-первых, в нашем путешествии мы встречали сплошь детей даже не на СО, а в целом растущих в семье. Много детей, которые постоянно с родителями, постоянно дома. Без сада, без школы - с самого рождения.
Это даже не хоумскулеры, это целые особенные семьи, где дети просто есть всегда. Ну, или почти всегда. Такой образ жизни, без детоцентризма, но с живым участием.
Дети, которые легко находят язык с другими. Или дети, которые не очень хотят общаться, а играют внутри семьи. Достаточно свободные, чтобы видеть и соблюдать границы.
Я не увидела каких-то особенно диких детей, которые не умеют общаться. Скорее, наоборот, те дети, что недавно ушли на СО, только начинали общаться без страха. Я не увидела тех, кто непрерывно нуждается во взрослых или в опеке. Это достаточно самостоятельные дети, при этом они легко разговаривают со взрослыми, без опаски. Это не те дети, которым остро не хватает общения: они очевидно умеют вовремя уйти и побыть с собой в тишине.
Но самое главное и яркое впечатление у меня от того, как учатся хоумскулеры. Сейчас Сеня проходит несколько курсов, организованных для хоумскулеров - и знаете, что происходит в конце занятия?
Нет, сначала предисловие. На первом курсе универа нам рассказывали про пятикурсников, которые, когда лекцию отменяют, не радуются, а интересуются, почему и когда она будет отработана.
Я так и не стала таким пятикурсником. Я всегда радовалась, если препод заболел.
Но зато увидела детей 10-13ти лет, которые, когда занятие по строению клетки/истории цивилизаций/истории Южной Америки заканчивается и они задают преподавателю вопросы, пока тот не попросит пощады. Преподаватель уже говорит «последний вопрос! Время вышло!», а дети совершенно невоспитанно задают новые. И глаза их горят, полтора часа сидят уже, а глаза горят. И не устали.
Вот это моё главное впечатление про хоумскулеров. Они не ждут звонка. Их мир не делится на уроки и «теперь свободны». Их никто не отпускает на перемену. Им на самом деле интересно.
И глаза горят.
Автор статьи: Александра Чернявская.