Не согласна с тем, что «Ребекка», вышедшая на «Netflix» этой осенью, – ремейк оскароносной готики Хичкока. Это просто две адаптации одного романа. Сравниваем экранизации!
О чем снимали
Хочу еще раз подчеркнуть: я не кинокритик, а зритель. Поэтому не претендую на глубокий анализ обеих картин. Однако меня уязвило «принижение» фильма 2020 года (особенно русскоязычными обозревателями). Режиссеры Бен Уитли и Альфред Хичкок слишком разные, и сопоставлять их как постановщиков, по меньшей мере, странно.
Так как литературная основа у обеих лент – бестселлер Дафны дю Морье, сюжеты, естественно, похожи. Богатый Максимиллиан де Винтер внезапно женится на юной «бесприданнице», встреченной на Лазурном берегу. Макс привозит жену (чье имя читателю не называют, девушка – рассказчица) в Англию, семейное поместье Мэндерли.
Тамошняя экономка Дэнверс возненавидела новую госпожу. Как выяснилось, эта ненависть продиктована любовью к погибшей первой жене аристократа (читатели ищут в болезненной привязанности лесбийский подтекст, хотя автор прямо на это не указывала). Вскоре правда о гибели Ребекки выходит на поверхность, и семейная жизнь – под угрозой.
Это и показывают в обеих экранизациях. С незначительными расхождениями. Над фильмом 1940 года «довлел» Кодекс Хейса, запрещающий фривольности на экране. Даже целоваться героям разрешалось от силы 15 секунд. Преступник же не имел права оставаться безнаказанным. Поэтому Хичкоку пришлось изменить причину смерти Ребекки.
Актеры: хуже или лучше?
Судьба миссис Дэнверс изменена и сценаристами конца 1939-х, и современными: в первом случае злодейка сгорела вместе с домом, во втором – прыгнула с обрыва. Что касается актрис, которые сыграли эту роль, то понравились обе. Зловещая Джудит Андерсон (лента Хичкока) претендовала на «Оскар». А Кристин Скотт Томас невероятно похожа на описание дю Морье. Ну, и в ее таланте я не сомневалась со времен трагикомедии «Четыре свадьбы и одни похороны» и «Английского пациента».
Если продолжать разговор об актерах, то кажется, что сэр Лоренс Оливье старше и опытнее Хаммера (по книге, между Максом и второй женой 20 лет разницы). Но это – грим и седина в прическе. Арми на момент съемок было 33 года, его предшественнику – 32. И до регалий легенде английской сцены было далеко: первый «Оскар» Оливье получил в 1947-м, за «Гамлета». Зато в обоих артистах чувствуется «порода», что важно для изображения де Винтера.
Несмотря на то, что героине 20 лет, Уитли доверил роль 30-летней Лили Джеймс. Впрочем, актриса органична и сыграла бедную компаньонку вздорной тетки как по нотам. У нее неплохой опыт работы в костюмных драмах. Джоан Фонтейн из хичкоковского триллера – голливудская дива середины ХХ века.
Но на конец тридцатых годов 20 века исполнительница была неизвестной (в отличие от сестры Оливии Де Хэвилленд из «Унесенных ветром»). Зато обрела славу благодаря этой работе с мэтром и уже через год завоевала «Оскар» за роль в его же фильме «Подозрение».
Делаем выводы
«За» черно-белую адаптацию Хичкока – его мастерство, узнаваемые приемы (игра света и тени, «длинные» крупные планы, саспенс, то есть нагнетание жути на бедного зрителя). Образец нуара и готики»! При этом не забывайте, что фильмы тех лет снимали в павильонах. У проекта «Нетфликса» больше свободы в выборе «натуры».
Поэтому «за» экранизацию Уитли – пейзажи Французской Ривьеры, цвет, позволивший продемонстрировать ретро-костюмы, шикарные декорации. Конечно, классика, ставшая лучшим фильмом года (две премии Киноакадемии плюс 9 номинаций), уже давно вне конкуренции. И тут возникает вопрос: зачем было Бену Уитли (после антиутопической жути «Высотки» и а-ля тарантиновской «Перестрелки») адаптировать «Ребекку»?
И все-таки оба фильма имеют право на жизнь. А как считаете вы?