Найти тему
Учитель в бизнесе

Урок английского молча

Вы когда-либо проводили урок не сказав ни единого слова? Вообще? Тем более, если это урок гуманитарного направления? Я вот проводила. Об одном таком уроке рассказываю.

Когда-то давно я работала в туризме. Начинала с колл-центра, обязанность была: постоянно отвечать на звонки - исходящие или входящие. Смену выбрала себе 2 через 2 с 9 до 21. И к концу второй смены стала замечать некоторую осиплость голоса. Когда обязанности несколько изменились и появилась работа бумажного характера, я стала замечать, что стабильно раз в год по осени я хриплю. У меня опухало горло, было тяжело глотать, иногда боли были жуткие коляще-режащие, и я говорила с трудом, но температуры не было, а хрипота и отёк в горле не повод для больничного.

И вот, я по совместительству прихожу работать в школу, учителем английского языка. Мел, бумажная пыль, уроки, говорить стала больше и чаще и боли в горле начинают происходить уже стабильно два раза в год. Врачи диагностируют хронический аллергический насморк, который и даёт осложнение на горло и голос. Рекомендуют снизить нагрузки и исключить аллерген.

А я уже вошла во вкус! Октябрь, третий год моей работы, за плечами аттестация и переход в родную школу в класс знакомых мне детей. Пришла я в основном ради этого класса. В седьмом тогда они были. В классе 17 мальчиков и 3 девочки. Пятеро из этих ребят живут недалеко от меня, я знаю их родителей и родители с детьми знают меня. Да, были сложности с этим классом сначала, приходилось и к директору водить шибко заносчивых, но та пятёрка знакомых учеников всё же настроила всех на работу. И работа у нас закипела. Каждый урок - разминка, отработка материала, проверка домашних и классных заданий. В октябре уже все знали, что от меня ожидать.

Была середина недели, третий урок, открывается дверь и заходят они: 17 мальчиков и 3 девочки, здороваются, улыбаются, спрашивают, что их ждёт, а я молчу. Я без голоса. Вообще. Я уже в понедельник почувствовала знакомую коляще-режущую боль, а с утра того дня я уже во всю хрипела, но отвела два урока, а вот на третьем - всё. Силы у голосовых связок закончились, и я понимаю, что могу с трудом открывать рот, а во рту звука нет. Такое со мной было впервые. Я хаотично соображала, что делать, пока дети рассаживались по местам и готовились к уроку.

Выбираю самого активного, у кого настроение игривое, подхожу к нему и молча протягиваю сигнальный предмет. У нас это тканевый мячик для разминки. Серёга понимает о чём речь, радуется, спрашивает меня: "Я разминку провожу? Я спрашиваю, да?". Я киваю головой, да-да, и загадочно улыбаюсь. Пока Серёга задаёт каверзные вопросы классу на английском языке и выпытывает внятный ответ у одноклассников, я делю доску мелом на три части. В каждой части наверху пишу имя активиста-хорошиста из класса. Того, кто может быть лидером команды. Дети понимают, о чём речь. Мы успели уже такое упражнение провести в сентябре. Они начинают перешёптываться: "Так, понятно, я капитан команды!".

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Как только Серёга задал все вопросы, какие мог вспомнить, как правило это не больше 10, ему уже успели сказать: "Да садись ты, сейчас наша очередь!". Капитаны команд вышли вперёд, перед классом и стали по очереди называть имена учеников, кто идёт к каждому в команду. Они называли - я записывала на доске в соответствующей части доски. Минут 5-7 определялись кто в какой команде и рассаживались вместе группками. Я стояла, хитро улыбалась и периодически показывала руками на наручные часы, мол "Время, время идёт - быстрее!"

Все расселись по командам и смотрят на меня. "А что дальше? А почему Вы молчите?" Пишу на доске: Past Simple и ставлю рядом +. Хитро смотрю и улыбаюсь. "А я понял!" - кричит Серёга, - "Это таблица, мы такое делали! А пользоваться таблицей можно? Тетрадями? Учебниками?" Да-да, киваю я головой. Пока все зашуршали кто чем, пишу в каждой колонке на доске цифру 1. "Я понял, я нашел, это утвердительное предложение в Past Simple надо его на доске написать!" Киваю головой, да-да, протягиваю Серёге мел. Он записывает предложение, я его проверяю, рисую звёздочку - правильное предложение. Кто сообразил из других команд, тут же кинулся к доске на своей половине записывать свой пример. После первой заполненной строчки я жестами всех у доски останавливала, отправляла обратно к своим командам, осуществляла проверку правильности предложений, рисовала звёзды и писала цифру 2 и новую задачу "Present Perfect ?". Я таким образом решила устроить им повторение грамматики по пройденным темам.

Всё общение с учениками приходилось выполнять жестами. Жест - скрещенные руки над головой - означал остановку, все должны были успокоиться и следить за моими действиями. Жест - "один палец" - означал, что у доски должен находиться 1 ученик из команды. Если предложение было написано с ошибкой у участников было время эту ошибку исправить,но они не могли приступить к следующему предложению не написав правильно предыдущего. Жест - вертушка кистями рук - означал смену участника, я следила за тем, чтоб к доске выходили разные участники команд. И если вы думаете, что у нас чинно и благородно проходил этот урок, то нет. Они в азарте орали так, что я практически постоянно показывала "тише-тише", преподнося палец к губам. "Да ты не то написал!", "Я же сказал s - на конце вон того слова!", "Да сейчас моя очередь!", "Это не Present Perfect!". Мне было и смешно и больно. Горло давало о себе знать.

Фото из личного архива- Время может быть любое в зависимости от того, что вам надо оттренировать с учениками Present Simple или Present Perfect
Фото из личного архива- Время может быть любое в зависимости от того, что вам надо оттренировать с учениками Present Simple или Present Perfect

Естественно на все эти вопли и топанье по классу прибегает завуч. Открывает дверь и видит картину: Я стою у исписанной доски, тычу пальцем в пример, отмечая ошибку. Команда, предложение которой я проверяю, стоит и во все глаза смотрит на меня, остальные сидят, кто в книгу смотрит, кто в тетрадь что-то пишет, и не обращая внимания на завуча, одни другим говорят "Вот сейчас выйдешь, вот это напишешь!"

- Что здесь происходит?! - гаркнула она на весь класс. Как же я была ей за это благодарна! Повернулась к ней и улыбнулась, повернулась к детям и опять приложила пальцы к губам, призывая к тишине. Дети пристыжено стали смотреть в пол, не отрываясь от процесса познания, какое же сейчас предложение кто должен куда записать. - А потише нельзя! Вас за стенкой слышно! У меня дети, первый класс, ничего не слушают только вас!

Я грожу классу пальцем, ученики, сообщают-обещают завучу, что больше так не будут и, как только закрывается дверь, один другому выдаёт на весь класс: "Да быстрее уже иди пиши, сейчас звонок будет, мы проиграем!" И опять улей зажужжал. Звонок, подсчёт очков, победителям кто больше звёзд получил - пятёрки, остальным четвёрки. Радость, гогот и обсуждения на перемене на весь коридор. Все уходят из класса, Никита подходит ко мне:

"Екатерина Павловна, а Вы и при завуче не раскололись! Вы специально молчали, чтоб мы не подумали, что Вы кому-то подсказываете, да?". Да-да, киваю я головой. "Я так и думал!" - радостно верещит Никитка и убегает на следующий урок. Дверь закрывается, я еле сдерживаю смех. Смеяться тоже было больно, а так хотелось!

Впереди "окно". Иду в столовую отпиваться тёплым чаем и думать о том, как провести ещё 2 урока.