Найти тему
Свет к свету

Кто и как защищал сказку

Дорогие читатели! В наше время сказка - горячо любимый не только детьми, но и взрослыми жанр литературы. Но, оказывается, были времена, когда от сказки решили навсегда отказаться! Делалось это, разумеется, не со зла. Считалось, что без сказок детям расти и умнеть будет лучше! Жизнь, разумеется, все расставила по своим местам.

Сразу после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. встал вопрос, какой должна быть новая советская школа, в отличие от старой, царской. Ту школу зубрежки и муштры школяры ненавидели и боялись. А что будет из себя представлять новая, никто не знал и не мог даже представить. По документам такая новая школа получила название Единой Трудовой Школы, что пришла на смену предыдущему многообразию учебных заведений. Декларация о Единой Трудовой Школе вышла в 1918 г.

Документ о Единой Трудовой Школе. Фото взято из открытого доступа в интернете. https://present5.com/presentation/1/98850598_232738101.pdf-img/98850598_232738101.pdf-7.jpg
Документ о Единой Трудовой Школе. Фото взято из открытого доступа в интернете. https://present5.com/presentation/1/98850598_232738101.pdf-img/98850598_232738101.pdf-7.jpg

Изначально было решено, что в новой школе не будет унизительных для ребенка отношений со стороны учителя как некоего главенствующего, самого важного и всезнающего. Ученики не должны иметь положения подчиненных и бесправных, как в царской школе. Для школьников учитель отныне получал иной статус: это - старший товарищ.

Вставали и другие вопросы: по каким учебникам заниматься, какие книги читать детям? В 20-е годы детские книги выходили в детских редакциях Госиздата - крупнейшего государственного издательства. Требовалось осмыслить, дать оценку издаваемым детским книгам. И вот тут начались самые настоящие бои. Та литература, которая была создана ранее, при царизме, - объявлялась буржуазной и потому ненужной. Считалось, что следовало отказаться от всего старого в пользу абсолютно нового!

Сельская школа 20-х годов прошлого века. Фото взято из открытого источника в интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/127081/pub_5c0917fd23ea6500adc5ac8b_5c091e5d03a3d000aca2243b/scale_1200
Сельская школа 20-х годов прошлого века. Фото взято из открытого источника в интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/127081/pub_5c0917fd23ea6500adc5ac8b_5c091e5d03a3d000aca2243b/scale_1200

В 20-е годы прошлого века развернулась настоящая дискуссия о роли детской литературы в новой Единой Трудовой Школе. В обсуждении принимали участие члены Наркомпроса во главе с Анатолием Васильевичем Луначарским, ученые - члены Государственного Ученого Совета (ГУСа) и видные писатели - Максим Горький, Самуил Яковлевич Маршак, Корней Иванович Чуковский. Наибольшие противоречия вызвал жанр сказки.

Сказка, как посчитали некоторые педагогические деятели, не позволяет ребенку реалистично смотреть на мир, потому что предлагает вниманию маленького читателя выдумку, волшебство, чудеса, которые отсутствуют в обычной жизни. Ребенок при этом ставится в тупик, не может реально оценить происходящее. Вместо того, чтобы работать, прикладывая волевые и трудовые усилия, он может просто ждать чуда, при котором на него "свалится" желаемое, но им не заработанное.

Народный Комиссариат Просвещения во главе с А.В.Луначарским. Фото взято из открытого источника в интернете. https://bigenc.ru/media/2016/10/27/1237284149/24452.jpg
Народный Комиссариат Просвещения во главе с А.В.Луначарским. Фото взято из открытого источника в интернете. https://bigenc.ru/media/2016/10/27/1237284149/24452.jpg

Некоторые участники дискуссии в волшебной сказке были склонны видеть проявления мистицизма и религиозности, а они и составляли одну из главных основ буржуазного мировоззрения. Для нормального же развития ребенка, как считал целый ряд наркомпросовцев, необходим активный атеизм, нужно сформированное строго материалистическое мировоззрение, при котором не допускается веры ни в какие чудеса, волшебства и тайны.

Позицию"против" традиционной сказки заняла даже такая авторитетная педагогическая деятельница, как Надежда Константиновна Крупская. Главным она считала воспитание юных борцов за новые идеи и идеалы. Однако ею была высказана очень мудрая мысль о необходимости изучать жанры старой сказки, чтобы вливать в их форму новое коммунистическое содержание.

Надежда Константиновна Крупская. Фото взято из открытого источника в интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3985451/pub_5f6c2195fa579a1b5de895a6_5f6c2fe8fa579a1b5df62fd6/scale_1200
Надежда Константиновна Крупская. Фото взято из открытого источника в интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3985451/pub_5f6c2195fa579a1b5de895a6_5f6c2fe8fa579a1b5df62fd6/scale_1200

К народной сказке Надежда Константиновна показала более лояльное отношение, но только в том случае, если речь в сказке шла о привычных и понятных ребенку бытовых явлениях - без волшебства и чудес.

Одним из главных защитников жанра сказки стал А.В.Луначарский. В своих ярких выступлениях он подчеркивал неверность пути запрета мира сказок. Критикам, кто выбрали объектами своих нападок работавших в жанре сказки детских писателей - С.Я.Маршака, К.И.Чуковского и др. - нарком гневно приказал закончить их травлю. Искусственно тормозить тяготение ребенка к фантастике, чуду, вымыслу, волшебству - означает мешать нормальному детскому развитию, калечить личность, считал он.

А.В.Луначарский на заседании Государственного Ученого Совета. Фото взято из открытого источника в интернете. http://lunacharsky.newgod.su/galleries/v-mire-muzyki/1920x/152.jpg на заседании Государственного Ученого Совета.
А.В.Луначарский на заседании Государственного Ученого Совета. Фото взято из открытого источника в интернете. http://lunacharsky.newgod.su/galleries/v-mire-muzyki/1920x/152.jpg на заседании Государственного Ученого Совета.

Подобные идеи неизменно высказывались и Алексеем Максимовичем Горьким. Сказочную фантастическую выдумку он приравнивал к человеческому творчеству, "изумительной способности мысли заглядывать далеко вперед". Поэтому, подчеркивал писатель, сказка воздействует и на душевное развитие, и способствует умственному созреванию детей; дети растут с ней; она безоговорочно полезна и нужна.

Эта взвешенная позиция широко известного в тот период писателя принесла свои позитивные результаты в споре о сказке, затянувшемся более чем на 10 лет.

Алексей Максимович Горький в 20-е годы.. Фото взято из открытого источника в интернете. https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2019/04/9c46ef377f988cf001f29f77854d8f3e.jpg
Алексей Максимович Горький в 20-е годы.. Фото взято из открытого источника в интернете. https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2019/04/9c46ef377f988cf001f29f77854d8f3e.jpg

Самуил Яковлевич Маршак, отстаивая в дискуссии жанр сказки как весьма необходимый в детской литературе, давал совет "учиться у сказки". Этот совет он адресовал начинающим детским писателям. Особенно важным поэт и писатель считал использование в творчестве вековых фольклорных традиций, которые мастерски применял в своих произведениях сам и высоко ценил в произведениях Корнея Ивановича Чуковского.

Самуил Яковлевич Маршак (слева) и Корней Иванович Чуковский (справа). Фото взято из открытого источника в интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1581470/pub_5e2805b85d6c4b00af6b7048_5e2805b9a1bb8700b092cd88/scale_1200
Самуил Яковлевич Маршак (слева) и Корней Иванович Чуковский (справа). Фото взято из открытого источника в интернете. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1581470/pub_5e2805b85d6c4b00af6b7048_5e2805b9a1bb8700b092cd88/scale_1200

Как мы сейчас видим, история с защитой сказки закончилась, хоть и не сразу, хоть и с трудом, но вполне счастливо! Сказка продолжает жить среди нас, радуя, вдохновляя, даруя веру в чудо!

Спасибо тем, кто защищал сказку!

Дорогие читатели, а что думаете вы по поводу сказок? Пищите об этом в комментариях. Cтавьте лайки и подписывайтесь на мой канал!