Найти в Дзене
Притамбовье

Вперёд в будущее. О новейших разработках кафедры биомедицинской техники ТГТУ

Оглавление

Биомедицинская техника, аневризма аорты, механические свойства сосудов… Чтобы вникнуть в то, чем занимаются на одной из кафедр ТГТУ, обычному человеку, кажется, придётся предварительно составить мини-словарь. И хотя наш собеседник умеет терпеливо и доходчиво всё объяснить, форма в данном случае соответствует содержанию: всё это очень сложно.

Кафедра биомедицинской техники в Тамбовском государственном техническом университете образовалась в 2006 году. Возглавляет её доктор технических наук, профессор Сергей Фролов, и первый наш вопрос ему касается самого понятия «биомедицинская техника».

Сергей Фролов
Сергей Фролов
– Есть медицинская техника, есть биомедицинская, – отвечает Сергей Владимирович. – Последнее понятие немного шире, поскольку в него входят ещё и приборы, которые используются в биологических экспериментах, то есть с исследовательскими целями. В то время как медицинская преследует практические – применяется в процессе лечения. Правда, в медицине биомедицинские приборы тоже применяются, например, для биохимических анализов. Но основная работа связана у нас всё-таки с медицинской техникой.

Складывается она из преподавательской и научной деятельности. Инженеры, которых здесь готовят, трудятся не только в нашем регионе, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Нижнем Новгороде, а также за границей. Они востребованы в фирмах, занимающихся поставкой и обслуживанием медицинской техники, некоторые становятся директорами этих фирм. При этом наблюдается закономерность: когда человек поступает, вакансий по его специальности меньше, чем когда он выпускается, то есть рынок труда постоянно расширяется.

Ответ коварной аневризме

-3

Перед современной наукой, по словам Сергея Фролова, постоянно возникают новые задачи, требующие быстрого решения:

– Один из последних вызовов – появление инфекции, совершенно непонятной, которую науке только предстоит оценить. За короткий промежуток времени это сделать невозможно, требуются более длительные исследования. Поэтому к появлению новых вызовов нужно готовиться заранее – предвидеть их и работать в разных направлениях.

Последние несколько лет на кафедре биомедицинской техники ТГТУ трудятся над решениями, которые упростят и повысят эффективность лечения аневризмы сосудов головного мозга. Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского научного фонда и состоит из двух частей: моделирования кровотока и оценки механических свойств сосудов.

Заболевание встречается у 3-5% населения и представляет собой выпячивание стенки церебрального сосуда. Симптомы долгое время отсутствуют, часто человек обращается к врачу уже в критическом состоянии, когда аневризма начинает давить на отделы головного мозга. Дальше – компьютерная томография с применением контрастных веществ, подтверждение диагноза и выбор варианта лечения, один из которых – установка в церебральный сосуд специального стента, направляющего поток крови в правильное русло.

-4
– Стент вводится через бедренную артерию, – говорит Сергей Фролов. – Операция малоинвазивная, но всё равно тяжёлая – всегда есть опасность разрыва аневризмы, что означает летальный исход. Моделирование кровотока, которое мы разработали, позволяет заранее оценить вероятность разрыва и то, как установка потоконаправляющего стента будет влиять на кровоток.

Чтобы создать модель кровотока, на основе данных ангиографии пациента проводятся высокопроизводительные компьютерные вычисления. Результаты врачи смогут использовать при принятии дальнейших решений. Кстати, о врачах: подобные операции проводят в основном в трёх федеральных медицинских центрах – в Центре нейрохирургии имени Бурденко, Национальном медицинском исследовательском центре имени Алмазова в Санкт-Петербурге и Национальном медицинском исследовательском центре имени академика Мешалкина в Новосибирске. Им в первую очередь и адресована разработка.

– Однако моделирование – это всё-таки прогноз, – продолжает профессор. – Как любой прогноз, он имеет степень вероятности и в какой-то момент может оказаться ошибочным. Более объективные показатели даёт инструментальное исследование – вторая, более сложная часть нашей работы. Пока она ведётся на фантомах – на трубках, макетах, будем так говорить, с использованием оптической когерентной томографии. Но в перспективе с помощью этой технологии можно будет получать объективные данные о состоянии сосудов и вероятности разрыва аневризмы.

Напомним, что речь идёт о сосудах головного мозга: внутренний диаметр артерии, на которую устанавливают стент, – около 3 мм, просто так до неё не добраться, точность любых манипуляций должна быть максимальной. Что же придумали учёные?

– Предполагается, что измерение будет производиться во время операции по установке потоконаправляющего стента. Через ту же бедренную артерию в сосуд вводится оптический зонд, излучающий инфракрасный свет. Это абсолютно безвредно – просто освещают сосуд, отражённый свет обрабатывается компьютером, и по деформации стенки сосуда, возникающей при сердечных сокращениях, определяют механические свойства сосуда, – объясняет Сергей Владимирович.

В этом году работа по проекту заканчивается, но в дальнейшем технология может получить развитие в плоскости оптической эластографии: исследовать с помощью зонда можно не только артерии головного мозга, но и крупные сосуды, например аорту, также подверженную аневризме.

Догнать и перегнать

-5

Разработки тамбовских учёных вызывают ещё большее удивление и восхищение, когда узнаёшь о проблемах, сопровождающих процесс. Первая из них связана с необходимостью высококвалифицированных кадров, количество которых в человеческом обществе ограничено. Вторая – с привлечением этих кадров к научной работе. Ведь чтобы создавать технику, опережающую время, нужна концентрация физических и умственных возможностей и огромная самоотдача. Учёным приходится многим жертвовать, включая своё свободное время. По этим причинам способные выпускники часто выбирают альтернативный путь – устраиваются в коммерческие структуры.

– Заниматься наукой тяжело, – признаётся наш собеседник. – А к российской науке требования особенно высокие. Мы должны быть в одном ряду с Англией, Америкой, Германией, Японией и другими странами, для этого нужно очень много работать.
-6

Вера Дашкова

Фото: Алексей Бучнев

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»