Найти тему

Памятник истории и культуры Ининский (Цаплинский мост) – первый подвесной мост в России

Доброго времени суток, друзья! Как и обещала, расскажу об удивительном парящем мосте на Катуни, который имеет целых три названия! Ининский. Цаплинский. Дембельский.

Цаплинский, Ининский, Дембельский
Цаплинский, Ининский, Дембельский

Чтобы посмотреть мост, мы с вами поедем далеко-далеко по Чуйскому тракту в сторону Монгольской границы. Остановимся в Богом забытом месте, на 703-ем его километре.

Чуйский тракт у моста
Чуйский тракт у моста

А вот и не правда! Окружающий ландшафт ближе к раю, по мне - так очень напоминает Эдем. Посмотрите, какая красота! Горы невысокие, будто изрытые, покрыты кустарниками и деревьями, на полянах хаотично "растут" живописные камни всех размеров. А небо? Ни единого облачка! А между тем, это начало октября.

Поляна возле моста и горы вдали
Поляна возле моста и горы вдали

Именно здесь притулилось село с нежным названием – Иня. Иня, в переводе с алтайского, означает "плечо". Но мне почему-то ближе перевод с хакасского - "речка". Когда-то в этом месте селились разные кочевые племена, поэтому перевод может быть иной.

Село Иня
Село Иня

Местоположение села удачное: небольшая река Иня впадает в Катунь. Есть вода, рыба, зверь, тайга. До сих пор в селе сохранились курганы, стелы, изваяния раннескифского периода.

Камень-балбал
Камень-балбал

В дореволюционное время эти места - перевалочный пункт для торговцев и скотоводов.

Наконец, в 30-е годы закипела в Ине жизнь. А все благодаря строительству Чуйского тракта. В селе начали строить автобазу, школу, клуб, больницу, общежитие, дома. До сих пор в селе сохранились те постройки.

Постройки сталинской эпохи
Постройки сталинской эпохи

Нужен был мост через Катунь взамен переправы. Его и построили, как водилось в то время, в рекордные строки, заключенные Сиблага НКВД.

Мост - памятник истории. Уму непостижимо, но спроектировал и руководил строительством Ининского моста студент Московского автодорожного института Сергей Афанасьевич Цаплин. Увы, даже Википедия не рассказывает нам о дальнейшей жизни талантливого инженера. Известно, что этот мост – его дипломная работа.

Конструкция моста оригинальна, но основана на теории многоцепных висячих ферм. Пилоны моста - качающиеся железобетонные рамы. Высота пилонов -21 метр. Через их вершины перекинуты цепи, закрепленные в анкерных плитах. Они до сих пор целы!

Конструкция моста
Конструкция моста

Строительство началось в декабре 1934, в морозы, бураны, заключенными Сиблага НКВД. Все делалось вручную. Страшно представить, как люди в таких условиях скручивали и натягивали тросы, крутили гайки. Всех строителей обещали амнистировать, поэтому мост имеет третье название – «Дембельский».

Лагерь заключенных был расположен слева от моста и ничто теперь не напоминает об этом. Может, только черные камни?

Поляна перед мостом, вдали - Чуйские белки
Поляна перед мостом, вдали - Чуйские белки

Итак, 1 Мая 1936 года мост был введен в эксплуатацию, построен в рекордные сроки, работы велись днем и ночью. А еще в апреле для испытания моста на прочность по нему проехали 6 грузовиков ЗИС -5 (шоферы ласково называют их «Захарами» )с грузами в несколько тонн.

Есть легенда, что самых активных строителей моста амнистировали. Но они погибли, сорвавшись с обрыва, по вине шофера-стажера, не справившегося с управлением. Вот так.

Мы подошли к мосту. Да, он и впрямь парящий, его не видно с дороги. Рассмотрели конструкцию: пилоны, тросы, анкерные плиты целы. Только настил из лиственниц прогнил, доски провалились.

Да, чуть не забыла написать! Общая длина моста 142 метра, длина над рекой -100 метров.

Мост верой и правдой прослужил до 1970 года. Теперь стоит забытый, как памятник заключенным, что его строили, сталинской эпохе, талантливому инженеру Цаплину.

Дорожное полотно  проломлено
Дорожное полотно проломлено

Хотелось бы пройти по мосту, посмотреть на красавицу - Катунь. Она здесь так хороша, особенно осенью! Но на входе на мост есть воротца и висит замок. Опасно стало передвигаться по конструкции.

Бирюзовая осенняя Катунь
Бирюзовая осенняя Катунь

Новый мост построен рядом, чуть повыше, будто для сравнения. Обычный железобетонный мост. По нему мы проехали, когда заезжали в село. Можно пройти к нему по тропке, что петляет над обрывом.

Новый мост через Катунь
Новый мост через Катунь

Вот и все, что я хотела рассказать, друзья мои, о мосте в селе Иня. В 1994 году мост был объявлен памятником архитектуры России. Но что с того? Даже таблички об этом нет.

А мы продолжаем свое путешествие по Горному Алтая по великолепному Чуйскому тракту. Если будете в этих местах, сверните к Цаплинскому мосту - он того стоит.

Чуйский за мостом
Чуйский за мостом

Вот и все, что хотела рассказать и показать. Не прощаюсь, спасибо за внимание.