Добрый день, уважаемые читатели!
Пять лет назад умерла моя первая свекровь. Она жила одна, и квартиру её было решено продать. Кое-какие вещи родственники взяли себе на память, остальное предполагалось просто выкинуть, ну, или куда-нибудь пристроить.
Особо заниматься этим никому не хотелось. А так как моя дочь наследовала большую часть имущества, то все решили, что и большая часть уборки должна достаться именно ей. Вернее, мне, потому что дочь моя живёт сейчас очень-очень далеко.
Бабушка наша ничего не выбрасывала.
В процессе уборки я находила квитанции об оплате электроэнергии за семидесятые годы, просроченные на десятилетия лекарства, облезлые резиновые игрушки и много ещё такого, чему давно уже место было на помойке.
Но встречались и абсолютно новые вещи, например, несколько простыней с этикетками, датированными 80-тым годом, отрезы тканей весёленьких расцветок, набор кастрюль, которыми никогда не пользовались.
Настоящее потрясение я испытала, когда в коробке, извлечённой из антресоли шкафа, обнаружила новенький катушечный магнитофон.
Моя свекровь была инвалидом по зрению, и магнитофоны им выдавали, чтобы слушать аудиокниги. Бабушка пользовалась сначала старым, а потом началась эра кассетников, и этот магнитофон, размером с приличный чемодан, так и оказался невостребованным.
У меня тоже где-то в глубине души живёт внутренний хомяк, и он просто не позволял нести такие хорошие вещи на помойку. Я сфотографировала часть вещей и выложила фото с группы «отдам бесплатно».
Уже на следующий день я избавилась от двух огромных сумок с одеждой, десятка керамических ваз, круглого аквариума и стратегического запаса стеклянных банок.
И вновь меня удивил магнитофон! Я даже представить не могла, что на него найдётся столько желающий. Моё внимание привлекло одно сообщение: «Отдайте его, пожалуйста, нам в музей СССР».
Я даже не знала, что у нас в городе есть такой музей!
Музей в то время только собирал свои экспонаты. Это была частная инициатива жительницы нашего города Светланы Маковой. Она мечтала создать такое место, где люди в возрасте могли бы словно вернуться в свою молодость, а их дети и внуки узнать, как жило старшее поколение.
На следующий день ко мне приехала Светлана. Увидев магнитофон, она замерла от восторга.
Я приготовила для нового музея ещё несколько старых фотографий, горсть значков советского периода и трёхпрограммный настенный радиоприёмник. Немного подумав, добавила к подаркам набор хрустальных кружек и пластмассовую фигуристку.
Светлана была в полном счастье! Она рассказывала мне о будущем музее, о поиске экспонатов, о старом детском самосвале, с которого и началась её коллекция.
Я с удовольствием слушала её рассказ, продолжая уборку.
Рядом с дверью стоял большой мешок, в который я выбрасывала мусор. Когда туда полетел сломанный радиоприёмник, Светлана жалобно посмотрела на меня и попросила забрать его себе. Я не возражала, даже наоборот! Чем больше вещей она заберёт, тем меньше мне тащить на помойку.
Я предложила ей такой вариант: она открывает очередной шкаф, берёт то, что ей нужно, следом я выбрасываю всё, что осталось.
Работа закипела! Правда, сначала Светлана, найдя очередной раритет, каждый раз спрашивала, действительно ли ей можно взять кружку с надписью Кисловодск-76 или клетчатое зимнее пальто моего мужа, которое он носил в шестом классе? Но когда поняла, что меня не интересует ни кримпленовое платье свекрови, ни абсолютно новые туфли-мыльницы, немного успокоилась и продолжила раскопки.
Я в это время перебирала книги. Книги – дело другое, их я никогда не выброшу. Даже справочник по радиоэлектроники начала восьмидесятых годов.
И тут мне в руки попалась вещь, которую я давно считала утерянной. Это была самодельная книга стихов Владимира Высоцкого.
Высоцкий был нашим любимым поэтом и автором-исполнителем.
Его книг нельзя было купить, они передавались из рук в руки под честное слово.
Я вспоминала, как нам дали его почитать всего на три дня. Мы не могли просто прочитать и отдать такое сокровище. Наш друг нашёл где-то пишущую машинку, и мы с мужем за эти три дня и три ночи перепечатали всю книгу. Один экземпляр отдали хозяину машинки, именно такой был уговор, второй – другу, который эту машинку нашёл. Нам достался третий экземпляр, текст был практически слепой, плохо различимый, но мы были тогда абсолютно счастливы, у нас был собственный Высоцкий!
Подошла Светлана. Она никогда не видела таких книг. Что-то слышала, что-то читала, но чтоб увидеть…
Я протянула ей книгу, она отрицательно покачала головой.
- Бери, - сказала я. – Дарить надо то, что тебе самой действительно дорого. Иначе это не подарок, а так, передача имущества.
******************
В этом году музею СССР исполнилось четыре года. Светлана создала его практически на одном интузиазме. Она там единственный сотрудник, пополняет коллекцию, проводит экскурсии, следит за порядком. Делает это в свободное от основной работы время.
И есть в этом музее уголок, посвященный жизни и творчеству Владимира Высоцкого. Центральное место там занимает наша рукотворная книга. Она никого не оставляет равнодушным.
Если вам было интересно, поставьте лайк, это поможет развитию канала.
Подписывайтесь, мне есть ещё о чём рассказать.