Найти тему
Sput

У профессионалов киберспорта есть работа "мечты", но у издателей игр есть вся сила

Франчайзинговые лиги - это современный эксперимент в отношении того, что происходит, когда маркетинговая инициатива превращается в отрасль с миллиардным оборотом.

В 2008 ГОДУ Джеймс «Клейстер» Юбэнкс, которому тогда было 16, решил, что у него есть все, что нужно, чтобы стать игроком Call of Duty номер один в мире. Выросший в Вирджинии, Юбэнкс владел всеми последними консолями и специализированными игровыми ПК; его дом был первым в квартале, где был DSL. Теперь он применяет всю эту практику, балансируя между школой, неполной занятостью и девушками. Профессиональная игра в эту игру еще не была устоявшейся карьерой, но, в конце концов, турниры стали нерегулярными. «Это было действительно беспокойно, - говорит Юбэнкс. «Но с каждым годом турниры становились все лучше и лучше». С каждым годом призы турниров становились все больше. Конкуренция усилилась. Он стал более известным.

Затем индустрия киберспорта резко выросла, поскольку массовая популярность киберспорта League of Legends и Starcraft II вызвала волну спонсорства с большими деньгами и международных стадионных мероприятий. Издательство Activision начало смотреть на конкурентную Call of Duty через новую призму. В 2020 году Activision запустила лигу Call of Duty : 12 команд по пять игроков в каждой из 12 городов по всему миру. Юбэнкс, ведущий игрок в «Империи Даллас», помог своей команде выиграть первый чемпионат Call of Duty League в июле. Он был в восторге. Потом все изменилось.

В августе Activision решила, что в профессиональных играх Call of Duty должно быть четыре против четырех, а не пять против пяти. Двадцать процентов игроков лиги ушли. Через несколько дней после его большой победы Империя Далласа отказалась от Юбэнкса, который был назначен пятым в списке. «Я получил около 24 часов счастья, прежде чем меня снова бросили в блендер, но это история моей карьеры», - написал Юбэнкс в Twitter.

Комиссар CDL Джоанна Фарис говорит, что решение Activision было «результатом очень обширного процесса», который включал обратную связь с командами, игроками и «всеми ключевыми заинтересованными сторонами». Хотя Юбэнкс считает, что новый формат лучше для игры в целом, он говорит, что с ним никогда не консультировались по поводу действий, которые могли бы напрямую повлиять на него, и он «не знает, как это произошло».

По мере расширения киберспорта - по щедрым оценкам мировой рынок которого оценивается в 1 миллиард долларов - он стал напоминать другие профессиональные виды спорта, такие как футбол: международные лиги, стильные фирменные команды, инвесторы, 18-летние вундеркинды. Однако есть одно существенное отличие: футболом никто не владеет. Красивая игра не является чьей-либо интеллектуальной собственностью. Киберспортивные игры являются.

Этот простой факт для издателей киберспортивных игр стимулировал создание этих лиг в первую очередь как способ рекламы своей продукции. Профессиональным геймерам это помогло стабилизировать вопрос с работой: регулярная зарплата и льготы. Кроссовки Balenciaga. Прически и макияж. Хорошо посещаемые стримы и видеоблоги Twitch из чистого бассейна за командным домом в Лос-Анджелесе. Но в то же время франчайзинговый киберспорт - это современный эксперимент в отношении того, что происходит, когда маркетинговая инициатива становится отдельной отраслью. Хотя игроки признают возможности, которые им были даны буквально для работы, они опасаются того, сколько власти имеют издатели.

«Если бы они действительно заботились о конкурентоспособности Call of Duty , и это был конкурентоспособный киберспорт, многие вещи были бы реализованы по-другому», - говорит Юбэнкс. « Киберспорт Call of Duty всегда и навсегда останется маркетинговым инструментом для Activision и Call of Duty ».

Издатели сделали игру. Они продают игру. Им принадлежит IP. Все, что связано с играми, должно пройти через них. И теперь они тоже владеют лигами: в 2013 году Riot Games запустила собственную лигу League of Legends - League of Legends Championship Series. Спустя годы им последовали Overwatch от Blizzard и Call of Duty от Activision . Эти издатели игр продают места в своих франчайзинговых киберспортивных лигах по цене от 10 до 60 миллионов долларов. Blizzard потребовала 20 миллионов долларов в качестве вступительного взноса в Overwatch. Первоначальные 12 франчайзинговых команд лиги, которые привлекали таких инвесторов, как Роберт Крафт и Джефф Уилпон. (Том Мартелл, операционный директор Riot по глобальному киберспорту, сказал WIRED, что они намеренно взимают плату ниже рыночной, чтобы обеспечить долгосрочную стабильность.) Конечно, для каждой игры существует только одна лига высшего уровня; и, по крайней мере, в Call of Duty любимые фанатами команды, такие как 100 Thieves, не смогли принять участие из-за огромного взноса.

Это хорошая установка для издателей. Лиги в основном субсидируются. Издатели игр также зарабатывают на правах СМИ и рекламе, часть которой передается командам. Twitch заплатил Blizzard 90 миллионов долларов за эксклюзивные права на стриминг Overwatch League. Эти денежные вливания поддерживают издателей.

Киберспорт Call of Duty всегда и навсегда останется маркетинговым инструментом для Activision и Call of Duty .

Безумие франчайзинга прекрасно совпало с тенденцией в игровом дизайне (и формировании доходов) под названием «игры как услуга» - термин, который применяется к Overwatch , League of Legends , Fortnite и другим хитам. По сравнению с покемонами, эти соревновательные онлайн-игры созданы, чтобы оставаться в живых вечно или, по крайней мере, до выхода их следующей итерации. Игроки платят от 0 до 60 долларов в качестве первоначального взноса, а затем могут продолжать раскошеливаться, поскольку в игру постоянно добавляются новые персонажи, костюмы, ящики с добычей и события. Публично торгующие издатели игр, такие как Activision, Blizzard и EA, хвастались огромными доходами от подобных вещей. А их киберспортивные лиги привлекают внимание фанатов, постоянно афишируя заголовки, которые вызывают у игроков воспоминания об игре.

«Киберспорт - это то, как выглядел бы спорт, если бы традиционные виды спорта могли иметь монопольный контроль над своей экосистемой», - говорит Уилл Партин, консультант по киберспорту, пишущий книгу об отрасли. «Киберспорт - это попытка создать версию спорта, соответствующую финансовым стимулам издателей игр».

Руководители киберспортивных лиг не согласны с такой характеристикой. «Нет никаких сомнений в том, что здоровая киберспортивная программа может поддерживать здоровье игры», - говорит Пит Властелика, генеральный директор Blizzard и комиссар Overwatch League. Но он добавляет: «Наш главный приоритет - не продвигать игру. Наш успех измеряется не так. Мы пытаемся построить успешные киберспортивные программы, точка ».

Конечно, так было не всегда. Игроки в Quake будут рассказывать вам истории о том, как в 90-х годах CRT переносились через границы штатов для небольших сетевых турниров в местных LAN-центрах. Игроки Counter-Strike 1999 года , изначально являвшийся модом для другой игры, будут вспоминать матчи на деньги в подвале в соседних домах. Местные турниры разрослись до региональных и национальных. После успеха Starcraft II 2010 года и League of Legends 2009 года индустрия киберспорта превратилась в международную сеть турниров с большими деньгами и выплатами в сотни тысяч долларов. Восемнадцатилетних парней вытаскивали из игровых мест на освещенные сцены в переполненных местах. Снаружи он выглядел роскошно, но, как и любой подросток, имел некоторые проблемы.

«Долгое время у киберспорта была проблема с выплатами и пустыми обещаниями. Так и осталось, но раньше было очень плохо », - говорит Малик Форте, киберспортивный комментатор и бывший профессиональный игрок Rainbow Six . «Я видел, как в игру вступают те или иные компании с большими деньгами, но слышал недовольства игроков о том, что им не платят»

Франчайзинг - это прежде всего безопасность с централизованной структурой лиги и ее команд. Эти игроки являются штатными сотрудниками с гарантированной заработной платой и медицинским страхованием, а не независимыми подрядчиками. «Я не ненавидел эту работу. «Мне было так весело», - говорит Джей «Синатраа» Вон, который до выхода на пенсию этой весной был MVP Overwatch League 2019 года . Он хотел быть профессиональным игроком с 12 лет, и когда вышел Overwatch , он бросил школу в штате Вашингтон, чтобы заняться этим профессионально. К 16 годам он зарабатывал 1700 долларов в месяц в рамках Selfless Gaming, недолговечной команды Overwatch, которая распалась еще до запуска лиги. В 2017 году Вон подписал контракт с San Francisco Shock Overwatch. В конечном итоге он стал самым высокооплачиваемым игроком лиги.

В качестве комментатора Overwatch League в 2018 году Форте присутствовал на турнирах, общался с конкурентами и фанатами. Он встретил детей, которые бросили школу или колледж в Южной Корее или Китае, чтобы поиграть в Overwatch на арене Бербанка. Он наблюдал, как они тренируются изо дня в день. Конечно, это был сон; по крайней мере, на лицо. Но Форте говорит, что он тоже беспокоился об игроках.

«Откровенно говоря, мне было жаль некоторых из них. Всем им было необходимо победить », - говорит Форте. «Вы видели стресс и давление всего этого в сочетании с сумасшедшим режимом тренировок и сумасшедшим графиком игры по четыре игры в неделю ». Как сообщает Dot Esports, одна команда, Shanghai Dragons, в первом сезоне разошлась со счетом 0–32, а тренировочный график был шесть дней в неделю с 10:30 до 22:30. Согласно правилам лиги, минимальная зарплата игроков составляла 50 000 долларов.

Blizzard имеет билль о правах игрока, но три источника, ранее связанные с Overwatch League, говорят, что они ничего не сделали для обеспечения здоровья и благополучия игроков. Были серьезные несоответствия в том, как команды заботились о профессионалах, и один источник сказал, что было трудно убедить некоторых владельцев нанять переводчиков. «Игроки все время трындят, трындят, трындят. Многие игроки очень молоды. Из-за компьютера вырываются 18-летние, которые должны собраться и функционировать как взрослые. Я не думаю, что команды были так подготовлены », - говорит один из источников, пожелавший остаться неизвестным. Игроки сообщали о стрессе, депрессии и панических расстройствах.

Затем было путешествие. Лиги Overwatch и Call of Duty сделали игру для местных фандомов, назвав команды по городам: New York Excelsior, Paris Eternal. В то время как лиги первоначально играли в Бербанке, штат Калифорния, цель состояла в том, чтобы к 2020 году предложить местные игры с этими местными командами. По мере приближения сезона 2020 года и развития планов домашних и выездных игр несколько игроков поделились с Kotaku опасениями по поводу перегорания. После изнурительных тренировок игрокам придется ехать из Европы в США или Китай. По оценкам Upcomer, после выхода расписания Overwatch League на 2020 год команды буду летать от 20 000 до 70 000 миль. Лига утверждает, что эта оценка была неверной, и что в лучшем случае ожидается, что команда преодолеет около 52000 миль за сезон, что сопоставимо с другими спортивными лигами. Властелица говорит, что лига проделала большую работу, чтобы обеспечить поездки внутри региона. Тем не менее, это должен был кошмар. Затем случился Covid-19.

В большинстве других крупных профессиональных видах спорта сегодня есть профсоюзы, такие как Ассоциация игроков MLB или Ассоциация профессиональных футболистов, которые ведут переговоры с лигами об условиях труда спортсменов. Однако в киберспорте профсоюзы все еще редкость. В League of Legends есть Североамериканская ассоциация игроков LCS, которая является не признанным союзом, а группой защиты. «Идея состоит в том, чтобы предоставить игрокам возможность работать и использовать свою коллективную силу для достижения своих целей в качестве профессионалов», - говорит Хэл Биагас, который был избран руководителем группы по защите интересов игроков Североамериканской League Of Legends Championship Series в 2017 году. Вместе, по словам Биагаса, они могут добиться гораздо большего.

После запуска базы данных для регистрации рабочего времени игроков, зарплат, требований к потоковой передаче, жилищных пособий, выходных пособий и других данных игроки League of Legends сравнивали записи и договаривались. (Биагас признает, что некоторые команды отказались от базы данных.) Сейчас средняя зарплата игрока в Североамериканской ассоциации игроков составляет 410 000 долларов. Средняя зарплата Overwatch League в 2019 году составляла около 100 тысяч долларов.

Издатели также однозначно контролируют свои лиги, потому что они полностью контролируют динамику и правила своих игр. Riot Games может удалить любимого персонажа топ-игрока и в одиночку изменить конкурентную среду League of Legends . Несколько раз за сезон Blizzard вводит патчи, которые делают одни команды Overwatch League менее сильными и усиливают другие. (Команда Overwatch League с показателем 4-17 может выиграть плей-офф.) Для Call of Duty каждый год запускается новая игра. Юбэнкс говорит, что еще больше разочаровывает Call of Duty разработчики могут выпустить патч прямо перед турниром, что повлияет на честность соревнований.

«Учитывая, что Call of Duty League и команды инвестируют миллионы долларов, - говорит Юбэнкс, - одна из основных вещей, которые, я думаю, могла бы сделать Activision, - это заставить разработчика прислушиваться к нам и выпускать исправления своевременно, а не прямо перед турнир."

«Огромная проблема, когда издатели игр контролируют такое количество турниров и лиг», - говорит Форте. «Киберспорт - это, в конечном счете, способ продать больше своих игр. Я это понимаю. Это имеет смысл. Но если подумать, честность этих лиг подвергается сомнению ».

Этот дисбаланс сил распространяется и на команды. Хотя киберспорт широко рассматривается как растущая отрасль, согласно прошлогоднему отчету Kotaku , киберспортивные команды редко, если вообще когда-либо, выходят на рынок. Ожидается, что команды будут собирать деньги для своей деятельности от инвесторов, спонсоров и фанатов. Три источника, связанные с Overwatch и Call of Duty лиги говорят, что издатель иногда налагает вето на потенциальное спонсорство игроков и команд, поскольку они противоречат более широким планам лиги; Властелица говорит, что для них запрещены только пара категорий спонсорства, и это помогает «приносить больше пользы на самом высоком уровне». Activision попросила команды оплатить аренду очень дорогих местных арен, таких как бальный зал Hammerstein в Нью-Йорке. Источник, который работал в тесном сотрудничестве с одной командой Overwatch League, говорит, что владельцы команд на раннем этапе были обеспокоены тем, что домашний стенд с тремя играми будет стоить сотни тысяч долларов в день, и что продажи билетов и товаров не хватит, чтобы окупить расходы.

Киберспорт - это не экономика. По данным Bloomberg, в 2019 году генеральный директор Blizzard привлек 40 миллионов долларов . Другой руководитель получил премию в размере 15 миллионов долларов после назначения на должность финансового директора сверх своей зарплаты в размере 900 000 долларов. В том же году Blizzard объявила о массовых увольнениях, которые ударили по ее киберспортивным проектам. «Все эти владельцы футбольных команд вложили все эти деньги. И здесь мне говорят: «Тебе повезло, что у тебя есть работа сегодня». Для меня это было очень странно », - говорит Форте. В этом году пандемия закрыла большинство крупных мероприятий в закрытых помещениях, в том числе киберспорт, что лишило их основного потока доходов. В июле ESPN сообщил, что компании восьми Overwatch League и Call of Duty лиги получили от 150 000 до 2 миллионов долларов ссуд по Программе защиты зарплаты.

Тем не менее, действия руководителей лиги передаются команде и игрокам другими способами. Споры разгорелись в июле этого года, когда Riot Games объявила о спонсорской сделке с Neom , проектом по развитию города в Саудовской Аравии стоимостью 500 миллиардов долларов, который курирует наследный принц Мохаммед бен Салман. Поклонники League of Legends , киберспортивные комментаторы и сотрудники Riot Games были в ярости отчасти из-за плохой истории Саудовской Аравии в области прав человека. (Город также вытеснил племя хувайтат с родной земли). Сделка была расторгнута вскоре после объявления о ней.

«Стремясь расширить нашу экосистему киберспорта, мы слишком быстро укрепили это партнерство и вызвали раскол в самом сообществе, которое мы стремимся вырастить», - сказал Альберто Герреро, директор Riot по киберспорту в регионе EMEA. «Несмотря на то, что в данном случае мы не оправдали наших ожиданий, мы стремимся пересмотреть наши внутренние структуры, чтобы этого больше не повторилось». Riot Games теперь планирует создать комитет по этике.

Сьюзан Талли, бывший совладелец команды League of Legends European Championship, говорит: «Права интеллектуальной собственности принадлежат Riot. У них есть весь контроль, у них вся власть, верно? Не сомневайся на этот счет. Вы знаете, это пример сделки с Neom. Вы работаете в организации, и они могут привлечь такого спонсора без консультации, и вы буквально не можете это контролировать ». О киберспорте League of Legends она добавляет: «Только время покажет, будет ли это хорошее вложение для организаций. Но для кого это хорошее вложение, так это для Riot. Это отличный маркетинг для их игры ».

Это продвижение бренда. Все чувствуют себя прекрасно, включая тех, кто больше всего готов подвергнуться эксплуатации, и считается, что сила сосредоточена на вершине пирамиды. Многие игроки не думают об этих лигах как о работе своей мечты. И они могут быть правы. Получив максимальную известность в Overwatch League, Джей «Sinatraa» Вон перешел в другой шутер, Valorant от Riot Games , у которого через пару месяцев после релиза еще нет франшизной лиги. (Riot говорит, что они хотят подождать, пока сообщество не создаст свою собственную инфраструктуру, прежде чем вступить в игру официально.) Теперь Вон говорит, что он не особо задумывается о Blizzard и своей роли в маркетинге Overwatch.

«Честно говоря, не совсем так», - говорит он со спортивной чванливостью. Затем он переосмысливает: «На самом деле, совсем недавно мои друзья из школы прислали мне видео, на котором они ходили в продуктовый магазин и брали коробку Cheez-It Groove, на которой было мое лицо. Думаю, это круто, если подумать ».