Найти тему
Кинотаурус

«Шерлок в России», или интерпретация известного сыщика на русский лад

Стриминговый сервис Start за последнее время стал этаким эталоном русских сериалов. Среди огромного количества неудачных попыток компании кроются и весьма удачные проекты — «257 причин чтобы жить», «Шторм», «Лучше, чем люди», «Оттепель». Это действительно прорывные продукты, за которые стоит сказать видеосервису спасибо. И вот он — 2020-й год, что напакостил всем и сразу, не оставив Start в стороне. Сперва сомнительная «Зона дискомфорта», следом удручающая «Надежда», а потом и богомоловский провал в виде «Хорошего человека». Оставалось надеется лишь на «Шерлока в России» и «Пассажиров». Что же, второй сериал ещё только на подходе, но вот первый уже вовсю отгремел. Предлагаю разобраться, способен ли он удовлетворить зрительские требования.

Рекомендуем ознакомиться с другими статьями про сериалы от видеосервиса Start:

Владимир Мишуков и Максим Матвеев. Кадр из сериала «Шерлок в России»
Владимир Мишуков и Максим Матвеев. Кадр из сериала «Шерлок в России»

Официальный синопсис

Шерлок Холмс идет по следу Джека-потрошителя. Маньяк уже убил в Лондоне нескольких женщин, каждый раз оставляя на месте убийства послания для сыщика. После неудачной схватки с убийцей, в которой ранят Ватсона, Холмс понимает, что его противник сбежал… в Российскую империю.

Сняв комнату на Пекарской улице у доктора Карцева, Холмс вместе с ним распутывает жуткие преступления, несмотря на противодействие местной полиции в лице начальника Трудного. В Санкт-Петербурге никто не слышал о дедукции – методы лондонского детектива всерьез не воспринимают. Еще одной помощницей сыщика становится петербурженка Софья, отношения с которой перерастают для англичанина в нечто большее, чем совместное расследование.

1-я серия

Визуальный ряд

Весьма спорной вышла работа в плане визуала. Если к декорациям придраться сложно, то к боевым сценам это можно сделать с лёгкостью. Понять, что происходит в каждой драке в сериале — воистину тяжёлая и непомерная задача. Такое ощущение, что создатели не смогли найти хорошего учителя по боевым искусствам, а потому решили плюнуть и залатать данную дыру на монтаже — быстрая смена кадров в экшен-сценах, конечно, поспособствовала сокрытию "великой" тайны, но сделала их несмотрибельными. В итоге, зритель получает "палку", у которой с одной стороны отличные интерьеры и внушающие виды Петербурга конца XIX-го века, а с другой — топорные экшен-сцены. Выбирать, увы, приходится... Ок, +1 балл, так как экстерьеры некоторых зданий нехило так удивили.

Атмосфера

Описание сразу же наводит на мысль — а причём тут, собственно, Джек-потрошитель? Да, сериал уже в самом начале вводит в зрительские умы сомнения по поводу своей адекватности. Но не бойтесь этого — всё не так плохо, как кажется. У авторов получилось свести вместе литературного героя и реальный прототип убийцы. Скажу даже больше — вышло вполне себе органично. Вообще, каждая сюжетная линия, а их тут четыре, получилась одна краше другой. То Джек-потрошитель, то вампиры, то гипнотизёр, то религиозная секта — каждая из этих историй способна чем-то зацепить.

Атмосфера в «Шерлоке в России» работает на зрителя ровно так, как и должна. Там, где нужен юмор, чтобы расслабить зрителя после тяжёлой сцены — он присутствует. Там, где должен быть серьёзный драматический эпизод — он есть. Единственным проигрышем здесь оказалась интрига в конце сезона — очень сложно в неё поверить, увы. Здесь как-то не дотянули, не дожали. В остальном — отлично.

И в заключение нельзя не сказать про костюмы, грим и все эти мелкие нюансы на заднем фоне. Художники-поставщики постарались на славу, а всё ради того, чтобы зритель попал в иной мир, полный приключений, авантюры и загадок. +1 балл.

Павел Майков и Максим Матвеев. Кадр из сериала «Шерлок в России»
Павел Майков и Максим Матвеев. Кадр из сериала «Шерлок в России»

Музыкальное и звуковое сопровождение

И вроде как — всё отлично. Звучащие нотки попадают в такт настроению сцены, а зритель неизбежно получает выверенную долю эмоций. И ведь действительно можно подумать, что композитор сериала выполнил свою работу на "все сто процентов", если бы не одно серьёзное но... Я просто оставлю ссылку на фрагмент из «Шерлока в России», где звучит пример саундтрека и на композицию из известного многим сериала «Мир дикого запада»:

Почувствовали разницу? Вот и я нет. Здесь не надо быть аудиофилом, чтобы понять, что саундтрек скопирован. И это лишь то, что удалось заметить мне — я не удивлюсь, если и остальные мелодии были также позаимствованы у других западных картин.

Звук также не оказался положительной стороной сериала. Местами его качество откровенно слабое. Авторы не смогли нормально обработать и свести звук, отчего тут иногда случаются серьёзные курьёзы в виде лишнего вздоха или же непонятной речи из уст главного героя. Думаю многие со мной согласятся — получилось не ахти. 0 баллов.

Актёрская игра

Главная звезда данного шоу — Максим Матвеев — недалеко ушёл от Александра Петрова в «Гоголе» — именно такая претензия сыпется в сторону сериала почти со всех киноресурсов. Кто все эти люди, что пишут подобное? Как можно вообще видеть здесь хоть какие-то сходства? Причёска? Костюм? А дальше? Дальше огромная пропасть. Я всерьёз не понимаю данную претензию. Один пытался в писателя, постоянно переигрывая, а второй пытался в сыщика, показывая при этом неубедительные манеры из викторианской эпохи. Совершенно разные герои и актёры, исполняющие их роли.

Даже не знаю, кого стоит отметить в данном проекте. Павел Майков, разве что, порадовал. Он на удивление прекрасно вписался в роль начальника милиции — этакая комичная персона, призванная развлекать аудиторию. Вспоминая «Сибирского цирюльника» и «Бригаду», сложно поверить в то, что на экране именно он.

Из исполнительниц женских ролей похвалить кого-то крайне сложно. Ирина Старшенбаум играла в привычной для себя манере — ничего удивительного и стоящего замечено не было. Любая другая актриса столь же привлекательной внешности, на мой взгляд, подошла бы на роль Софьи. Другое дело Хельга Филиппова, которая вписалась отлично в свой образ, но её было слишком мало — появилась она лишь в трёх эпизодах. Что, 0 баллов? Все согласны?

Ирина Старшенбаум. Кадр из сериала «Шерлок в России»
Ирина Старшенбаум. Кадр из сериала «Шерлок в России»

Операторская работа и монтаж

Сложно... Мне было очень сложно смотреть «Шерлока в России». Всё благодаря монтажу и операторской работе, но здесь, как говорится, на вкус и цвет. И если приёмы, используемые Николаем Богачёвым, работали в «Троцком», то здесь, увы, они создают лишь хаос. Да, непременно, съёмки "натюрморта" (фокус на инструментах в руках героев, на предметы на столах и прочую атрибутику) приятно радуют глаз. Но вот всё остальное создаёт непомерное желание выключить сериал. Проблема здесь не в дрожащей камере, и даже не в экшен-эпизодах, а скорее в выборе планов. Очень большое количество сцен сняты с изображением крупных лиц героев, либо с затуманиванием "задника". Мне бы очень хотелось поразглядывать то, что находится за спинами героев, но, к сожалению, дают это сделать лишь изредка. Большую часть времени мы наблюдаем за Шерлоком, пребывающим в узких улочках или в помещениях. Если же он выбирается на людное место, то нам невольно суют один крупный план за другим. Никакой дальней съёмки — "эконом-режим", так сказать. И видно ведь, что экономили...

Про монтаж можно добавить лишь одно — скрыть все недочёты у авторов не вышло, а потому периодически зритель вынужден смотреть скачки в формате нон-стоп, но уже в следующей серии нас ждёт открывающая медленная сцена. Посему уловить темп сериала становится крайне трудной, почти невыполнимой задачей. 0 баллов.

Уникальность

Не Василий Ливанов и не Бенедикт Камбербетч — это несколько иное, другое видение Шерлока. Он не всегда харизматичен, как первые двое, но всё также умён и трагичен. Здесь явный +1 балл за хотя бы попытку сделать что-то новое, но вот вопросов данная попытка оставляет немало. Например, останется ли в нашей памяти Максим Матвеев, как Ливанов или Камбербетч? Или стоило ли вообще интерпретировать Шерлока на русский лад? В общем, надо покумекать...

Константин Богомолов. Кадр из сериала «Шерлок в России»
Константин Богомолов. Кадр из сериала «Шерлок в России»

Сценарий

Сериал состоит из восьми эпизодов, которые, в свою очередь, делятся на четыре мини-фильма (каждый по две серии, то есть по полтора часа). Предлагаю вкратце окунуться в каждый подобный мини-фильм и выставить ему соответствующую оценку.

Чужие берега

Открывающий мини-фильм. В нём как раз таки будут и Джек-потрошитель, и появятся русские Ватсон и Ирэн, и много чего ещё интересного. Действия здесь столько, что запутаться очень легко. Основная проблема, конечно же, в монтаже, но и сценарных косяков хватает. К примеру, Шерлока пытаются убить в одном из эпизодов (и это далеко не спойлер, ведь его хотят убить все, везде и всегда), но как-то так дивно происходит, что он прощает своего убийцу почти сразу же. Затем ещё и обращается к нему за помощью. Про эту попытку убийства Шерлок вообще быстро забывает, а также все, кто находится рядом с ним. Создаёт ли это определённый антураж? Нет. Такого Шерлока зритель видит впервые. Опрометчивые ходы — новая фишка британского сыщика, свыкнуться с которой крайне трудно. Лично мне первые две серии показались набитыми всяким хламом... Главная интрига тут раскрывается не благодаря дедуктивным способностям главного героя, а с помощью случайности. Я не спорю — удача также присуща сыщику, но чаще всего он обличал преступника задолго до окончания главы. Здесь же — дело случая. 0 баллов.

Игра на струнах ветра

Неплохой мини-фильм с точки зрения морали, но лишь это его положительная сторона. Основной концепт здесь — это мистификация череды убийств. Начальник полиции, г-н Трудный, то и дело будет утверждать сыщику, что людей убивал вампир. Эпизод мог стать похожим на «Собаку Баскервилей», но в определённый момент авторы сдались и дали зрителю то, чего он действительно ожидать не мог. И в этом-то и есть проблема данного эпизода. Когда под ногами смотрящего создают непонятную яму, появление которой не объясняют — это, увы, проблема. "Мы здесь вот напридумали всякого, Вам показали, а дальше Вы сами думайте". И ладно бы, если сериал был арт-хаусом или драматическим этюдом, но ведь нет же. Итого, зритель получает загадочную и отличную первую серию, а затем сомнительную нарезку из нарисованных кадров и не менее загадочных событий. 0 баллов.

Дело повелителя

А вот этот мини-фильм местами вышел удачным, а иногда весьма спорным. К положительным сторонам здесь можно отнести то, что со зрителем действительно играют в расследование. Нам пытаются показать детектив, в котором мы можем принять непосредственное участие. Приятно, но тут сразу же возникает вопрос — а стоящий ли он, этот самый детектив? Пожалуй, нет, ведь авторы прямым текстом указывают на злодея в первые же полчаса просмотра, а затем ещё раз и... И ещё разочек. Ок, мы поняли, спасибо! Но нет, вот, держите ещё один намёк... Посему играть в детектив становится невозможно. Но тут же возникает ещё один приятный момент, который возносит сериал на совершенно новый уровень — Шерлок стал тем самым сыщиком, которого хочет видеть зритель. Относительно первых двух историй, здесь всё раскрывается благодаря его дедукции. В общем, ставим +1 балл, но такой не совсем уверенный и не очень яркий.

Чужие берега

Пожалуй, самая лучшая история из всех представленных в сериале. Вам ведь нравилось, когда Мориарти одурачивал нашего любимого сыщика? Ну, согласитесь, что это выглядело непривычно и удивительно? Здесь, конечно, Вам не покажут стоящего Мориарти, но слабенький намёк на это будет.

Да, я уже предвкушаю комментарии, что в статье много сравнений с западным Шерлоком. Но как же тут можно не сравнивать, если авторы взяли известный всему миру концепт?

И вот эта самая копирка смогла поразить зрителя (хотя бы в лице меня). Можно, конечно, и поругаться, что подобное мы уже видели не раз и не два, но стоит ли оно того? Мне кажется, что у любого Шерлока должен быть свой Мориарти, также как и у Бэтмена должен быть свой Джокер, а у одной палочки Twix должна быть вторая. Авторы попытались показать привычное дело для сыщика в несколько необычной истории. Кстати, о самой истории — крайне неплохая задумка в относительно неплохом исполнении. Тут Вам и интрига, и гипнозы, и бордели, и секта, и религия. Всё вперемешку, но вывод из всего этого сложить можно. Не пожалею здесь +1 балл.

Вердикт

Лично моих надежд сериал не оправдал. Я люблю книги Артура Конана Дойла и стараюсь их постоянно перечитывать. Именно поэтому мои ожидания были сверхвысокими в отношении сериала. Возможно, что кто-то случайно наткнётся на картину и получит от неё удовольствие. Возможно, что кому-то даже понравятся здешние расследования. Я лишь могу отметить последнюю историю, но чтобы её узреть, необходимо просмотреть весь сериал. В общем, рекомендация моя следующая — если хотите увидеть качественный детектив, то мимо, а вот если желаете посмотреть неплохой приключенческий экшен, то можете смело включать. От меня «Шерлок в России» получает 5 баллов из 10 возможных.

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛