Торжественный салют нашим читателям!
Сегодня мы с Вами прочитаем небольшую брошюру под названием "Геологическая экскурсия по Екатеринбургу", которая была написана известным уральским геологом Модестом Клером в 1922 году.
Ранее мы публиковали интересную заметку по геологии Свердловска, которую написал директор геологического музея И. Юдин. В этот раз перед нами - брошюра, написанная со слов М.О. Клера с приложением плана Екатеринбурга. Об этом говорят не только ошибки в порядке слов, но и ошибки в написании некоторых терминов. Во время создания брошюры Модест Онисимович заведовал музеем Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), работал геологом-консультантом в соответствующих трестах и предприятиях, а брошюра использовалась для экскурсий краеведов и геологов по городу.
"Вживую" с изданием можно познакомиться в Свердловской областной научной библиотеке имени В. Г. Белинского.
А вот и приложение.
Приступим к чтению.
"Город Екатеринбург расположен на перевале Среднего Урала на берегах азиатской реки Исети, в 17 верстах к югу от ее источников, в 3 - 4 верстах к северу от болота, имеющего связь с верхним бассейном европейский реки Чусовой. Если бы мы перешли за 7 верст к югу от города на возвышенности у села Уктус или, лучше на 12 верст югу от города, на возвышенности Елизаветинского рудника, то могли бы видеть общую характерную картину этого перевального района.
Урал – коленообразная сложная складка земной коры, образовавшаяся в конце первичной (палеозойской) эры вследствие нажима с востока, сильно пониженная с того времени, как известно, – ныне представляет по своему геологическому строению три тянущихся севера на юг полосы пород: западную, осевую-перевальную и восточную.
Западная полоса состоит из осадочных пород первичной эры (палеозой) преимущественно глин, песчаников, известняков и кварцитов; из горизонтально залегающих в бассейне Камы породы эти становятся постепенно все более и более складчатыми к востоку, приближаясь к осевой зоне и постепенно выступая, как черепица крыши, - более древние из-под пород более молодых.
Осевая (водораздельная) зона состоит из чрезвычайно разнообразных и сложных по своему минералогическому составу массивных глубинных и изливавшихся кристаллических пород: гранитов, сиенитов, диоритов, диабазов, змеевиков и др., из метаморфизованных горных пород: гнейсов и кристаллических сланцев (слюдяных, тальковых, хлоритовых, глинистых и пр.). Все они сильно передавлены и залегание их близко к вертикальному, так как главная масса их снесена, уничтожена выветриванием и размывом, сейчас очень трудно восстановить всю ту сложную складчатость, которую представляла первоначально осевая зона Урала; выступающие теперь на поверхность горные породы являются лишь корешками, основаниями огромных складок.
В Екатеринбурге мы ходим на глубине не менее нескольких верст от поверхности давно исчезнувших горных массивов. Этим же объясняется наличие начисленных месторождений у самой поверхности (золото, платина, иридий, медь и т. д.), так как главная, колоссальная работа по их вскрыше произведена самой природой.
Эта осевая зона Урала является главной его рудной и заводской полосой.
Город возник на занимаемом им месте, как на низшем перевале, имевшем всегда легкие доступы по долинам рек Чусовой и Исети. Уже за 2000 лет до Рождества Христова торговые пути из Европы в Азию шли этим путем (археологические документы); теперь естественный центр горно-заводского Урала – Екатеринбург – стягивает все его железнодорожные пути которые теснятся все на том же узком перевале. Через него же проектировано проложение водного соединения бассейнов Иртыша и Камы.
Екатеринбург можно рассматривать как классическое место для ознакомления с геологией Среднего Урала, тем более, что во все стороны от него на расстоянии 8 - 10 - 12 верст расположены интереснейшие и типичные месторождения почти всех уральских ископаемых кроме углей, а в северной его части была произведена первая на Урале добыча россыпного золота.
Третья, меридиональная восточная зона Урала состоит из узкой полосы сильно перемятых осадочных пород (песчаников, известняков) первичной эры (палеозоя), часто являющихся корнями клинообразных складок, защемленных в кристаллических породах, - последними намеками на когда-то покрывавший Урал многослойный покров палеозоя, измятый при горообразовании. Эти породы, а где они не сохранились, и породы кристаллической зоны, с востока прикрываются залегающими горизонтально породами недавнего образования – опоками (кремнистыми глинами, песчаниками, песчаниками и глинами), отложившимися вдоль западных берегов обширного сибирского моря третичной эры. Эта равнинная часть Урала тесно сливается с Западно-Сибирской равниной, под которой погребена восточная часть Урала.
Город Екатеринбург лежит, как было указано, на перевальный части средней кристаллической зоны Урала, как раз на сильном его изгибе к востоку. Топографические особенности города ясно выступают при рассмотрении его с северо-восточной возвышенности, например, у Немецкого кладбища (в утренние часы) или с горки у исправительного дома, юго-западная окраина города (вечерние часы до заката). При первом же взгляде ясно вырисовывается его расположение по обоим скатам долины Исети. постепенно понижающихся к этой последней.
Эта корытообразная долина является продольной, то есть река Исеть после изгиба, который обусловливается трудностью ее прохода через полосу пород (диоритов), между Верх-Исетским заводом и городом, принимает в самом городе северо-южное направление, то есть идет вдоль по простиранию горных пород, на которых построен город. В западной половине города постепенность спуска к реке ничем не нарушается, тогда как в его восточной половине проходит полоса холмов (площадь Народной мести, Парижской коммуны и Плешивая гора), образование которых объясняется большей устойчивостью составляющих их горных пород (змеевиков). Таким образом, рельеф площади города является типичным рельефом размыва, и основы его резко выступают после ознакомления с геологическим его строением.
Геологическое строение площади города
Город Екатеринбург расположен на кристаллических горных породах и, чтобы составить ясное представление этого сложного строения необходимо проследить его в поперечном направлении, как говорят, установить его геологический профиль. Лучше всего это сделать, начиная с запада (юго-западная окраина Верх-Исетского завода) откуда экскурсия следует по маршруту: Ивановское кладбище, горка у исправительного дома, улица Ленина (Главный проспект), плотина, горка на площади Труда, горка площади Парижской Коммуны, театр Луначарского, переход на площадь Народной мести (Вознесенская горка), по Шарташской улице (мимо винного склада), выемка по железной дороге, Михайловское кладбище, Немецкое кладбище и по дачному шоссе до гранитов.
Геологическое строение площади города следующее (идя с запада на восток): с запада (возвышенности у юго-западной окраины Верх-Исетского завода, Ивановское кладбище, Черемшанское болото) залегает большое поле гранитов, тянущееся далеко на запад и север. К нему с востока прилегает полоса зеленокаменных пород - диоритов (габбродиоритов); она резко выражена в ряде холмов – Лагерский кордон, восточный край Ивановского кладбища, холмики исправительного дома, возвышенности велодрома, у Верх-Исетской больницы, в возвышенности обоих берегов Исети между Верх-Исетском заводом и городом.
Восточная граница этих пород почти прямолинейна и идёт вдоль улицы Шейнкмана (Коковинской) параллельно западной окраине города (около здания Губернского финансового отдела), обнажение на северо-восточном углу ул. Ленина (Главный проспект) и улица Шейнкмана (Коковинская), и в карьере-выемке к северу от городской больницы, где ясно виден контакт диоритов с лежащими восточнее сланцами.
Вся остальная площадь города от улицы Шейнкмана до восточных возвышенностей у кладбищ – и восточнее их версты на полторы и к юго-востоку до станции Екатеринбург-III - состоит из толщи кристаллических сланцев сильно сдавленных, стоящих почти вертикально и тянущихся меридионально с севера на юг (или ССЗ 10-12̊ ).
В западной половине города сланцы эти выступают лишь на берегах реки Исети у пруда, у больницы, у моста и в северном конце улицы Октябрьской революции (Коробковской) и столовой. Наиболее типичные и мощные их обнажения наблюдаются к востоку от плотины, на улице Ленина, на выпуклостях площади Труда.
Эти сланцы очень тонкослоистые (сернисто-цеизито-альбитовые сланцы, частью хлоритовые), и их строение не может быть изучено без помощи микроскопа. Они тянутся на север, прослеживалась в восточном берегу городского пруда (Набережная Труда, северная половина улицы Толмачёва (Колобовской), глуховская набережная, западная половина Вознесенской горки, вся Первомайская (Клубная) улица.
К югу они выступают по Механической улице, южному концу улицы Розы Люксембург (Златоустовской), переходя на правый берег Исети около пересечения Детского Городка (Архиерейской улицы) и Архиерейского переулка, и далее в берегах реки Исети и в южной части Красноармейской (Солдатской) улицы.
Сланцы эти образовались из каких-то других горных пород, кристаллических или осадочных – неизвестно; являются они древнейшими горными породами Урала. В их толщах, согласно их простиранию, проходят кварцевые жилы которые у театра Луначарского и на Вознесенской горке оказались золотоносными. В них, как четки, обдавленные ими со всех сторон, линзообразно залегают змеевики на Вознесенской горке, у Немецкой церкви и театра, и на Плешивой горе.
Благодаря своей устойчивости против разрушительного действия атмосферы и воды, они выдаются в рельефе сланцев, дающих на своей поверхности толщи, обычно, железистых глин.
К северу за железной дорогой по этой же стороне непосредственно на восток, северо-восток от станции Екатеринбург-I как результат выветривания и размыва составляющих её пород, лежат россыпи золота. Это так называемые Основинские прудки, речушка, ложе которой многократно перемыто старательскими работами на вашгердах, и давшая со времён Петра I более 2 пудов золота. Она может быть объектом отдельной экскурсии, требуя не более 2 часов времени.
На основании земляных работ колодцев и прочего, в 1912 году автором составлена была карта глубины залегания твердых пород. Оказалось, что всюду, где сланцы не выступают на земную поверхность, они прикрыты толщей глины в 1, 2, 3 аршина. На втором, третьем, реже - на четвёртом аршине, глины постепенно переходят в выветрелый сланцевый щебень, затем вскоре в сплошной выветрелый сланец, и, наконец, в цельный зеленоватый, трудноразборный сланец, типа обнажающегося на площади Труда.
Ознакомившись со сланцами, следуя улицей Ленина, экскурсия поднимается на холмик Немецкой церкви. Вдоль её ограды и юго-востоку у её усадьбы - выходы передавленных и сильно трещиноватых, зеленоватых змеевиков.
Они представляют типичные «выдавыши» - отдельность со всех сторон являющую поверхности скольжения то блестящие («зеркала»), то исштрихованные («штрихи, шрамы, скольжения»). Из таких же змеевиков состоит Плешивая гора, и они очень хорошо видны на западном склоне, в её выемках револьверного типа, и с севера по улице Декабристов (Александровский проспект).
Восточнее горки Немецкой церкви и театра Луначарского, также к востоку от Вознесенской горки, проходит среди кристаллических сланцев полоса тальковых сланцев. Эти последние глубоко выветрели в тальковую глину и образуют желобообразное понижение вдоль города по улице Мамина-Сибиряка (Водочная). Воды, стекающие к Исети с востока собираются в этом желобе и задерживаются с запада каменистой полосой змеевиков и кристаллических зелёных (сернисто-цеизитовых) сланцев выступая в ряде родниковых колодцев по названной улице (откуда её старое название).
Экскурсия переходит по улице Тургенева (Верхвознесенской) на Вознесенскую горку, западная часть которой состоит из серицитовых сланцев, частью кремнистых и железистых, и небольшого количества змеевиков, а восточная - из тальковых и хлоритовых сланцев. У церкви можно наблюдать параллельно залегающие в сланцах кварцевые жилы.
Осмотр отсюда рельефа города позволит легче проследить геологический профиль-разрез через него.
Далее по Шарташской улице - у винного склада - пересекаются те же зеленые сланцы, а в выемках железнодорожного пути кроме них и образующихся от их выветривания тальковых сланцев – жёлтые, бордовые и белесоватые глины и красные пески.
Эти глина особенно резко и колоритно наблюдаются на Ивановском кладбище, особенно в его восточной половине, где по свежим могильным работам можно проследить простирание их разноцветных полос. К востоку от города, за стеной Немецкого кладбища лежат добычи бордовых и красноватых охр (около Шарташской дороги в саженях 25-10 от неё к северу).
Отсюда следует, обойдя Михайловское кладбище с востока, выйти на шарташское дачное шоссе, которое по сланцевым глинам пересекает речонку Сухую, питающую Малаховский ключ. Восточнее - холмы с меридиональных простиранием состоят из очень богатых кремнеземом красивых и зеленоватых сланцев. Последние (резервы по сторонам шоссе) содержат «екатеринбургскую яшму».
В холмистых этих грядах встречается большое количество меридиональных, иногда широтных, кварцевых жил, богатых красивыми кубическими кристаллами пирита, часто перешедшего в гетит или бурый железняк. Еще восточнее – шоссе за болотами «Березовой рощи», шоссе спускается к сухой ложбине, в которой лежат закругленные монолиты гранитов и аплитов (бесслюдяных мелкозернистых жильных гранитов). А в восточном борту логовины -добыча дресвы, получившейся от разрушения на месте нормальных гранитов.
Гранитное поле это тянется далеко на север, восток, юг подходя близко к станции Екатеринбург-III.
Выводы
Прослеженный с запада на восток поперечный геологический разрез через город Екатеринбург показал, что последний расположен на полосе кристаллических, вертикально стоящих, сильно передавленных зеленых сланцев, зажатых с запада и востока между огромными гранитными массивами.
С запада между гранитами и сланцами тянется полоса зеленокаменных изверженных пород диоритов, а на восток от Исети, в сланцевой толще выступают в виде холмов зажатые в них линзы змеевиков, восточнее которых доминируют тальковые сланцы.
К востоку сланцы постепенно обогащаются кремнеземом и даже дают яшмовые разности. Выветривание сланцев даёт цветные глины. Продольная долина Исети, стесненная с запада и востока устойчивыми гранитными массивами, использовала узкий между ними проход вдоль более податливых выветриванию и размыва кристаллических сланцев. Рельеф города является результатом размывы, а его геология – типичной, классической для Среднего Урала".