Найти тему
Мода в книгах

Отличаем костюм второго рококо от первого. Часть 1.

Недавно меня спросили, можно ли спутать дамский костюм эпохи второго рококо с первым? Я ответила, что нет, и подумала, что это отличное название для заметки. Скажу сразу, что спутать эти два костюма по словесному описанию, конечно, можно. Например, если вы играете в шарады, и вам говорят, а вот угадай, какого века костюм с узким корсажем и широкой-широкой на жесткой конструкции юбки? Тут и XVI век подойдет, и XVIII, и XIX. Но как только вам покажут визуальное изображение и добавят деталей, вы сразу же определитесь: как минимум по манере живописи. Так что без паники.

Примеры буду приводить исключительно из истории французских мод - для чистоты эксперимента. Итак, давайте по порядку.

Для удобства написания разделяю текст на несколько частей. Вторая часть здесь.

1. Датировка и исторический контекст

Если вы сомневаетесь, какому периоду - первому или второму рококо - принадлежит дамский наряд на портрете, посмотрите на датировку. С 1730-х по 1780-е - значит, первому (с 1785 по 1795 выделяют стилистику неоклассицизма, но и эти платья тоже легко спутать со вторым рококо). Периоду с 1850-х - 1860-х - значит, второму. Ясно, что на экзамене датировку вам не покажут. Но, надеюсь, эти цифры теперь с вами навсегда)

Я, откровенно говоря, плохо разбираюсь в живописи: рассказать словами, куда смотреть, и что хотел сказать автор, я не могу. Но совершенно же ясно, что манера исполнения эпохи рококо совсем не похожа на манеру второго рококо.

Женский портрет, 1750-е годы.
Женский портрет, 1750-е годы.

Каким было отношение к стилю рококо у его современников? Рококо - которое первое - это такой стиль, который современники считали вырождением более строгого и органичного стиля барокко, царившего в эпоху Людовика XIV. Тут можно вспомнить абсолютизм и строгий придворный этикет, которому, в частности, был подчинен и костюм. Но Король-солнце умер в 1715 году и после недолго периода Регентства на престол взошел его правнук, Людовик XV, после которого, как известно "хоть потоп", экономика пошла прахом и - вот да - в моду вошел стиль рококо. Рококо - изобретение чисто французское (хотя в некоторых других странах тоже стиль представлен), и параллельно с ним развивался, к примеру, неоклассицизм. И умные люди считали рококо "временем испорченного вкуса" (Дени Дидро). B только много позже, во времена второго рококо, "первое" рококо переименуют из "вырождения барокко" в "вершину расцвета".

Франсуа Буше, Портрет мадам де Помпадур, 1756 год.
Франсуа Буше, Портрет мадам де Помпадур, 1756 год.

Если предположить, что Дидро был прав, то об испорченном вкусе на этом портрете говорит обилие позолоты и декоративной резьбы на часах, путти - опять же главный герой убранства интерьеров рокайльного стиля - и, конечно, чрезмерно украшенное платье маркизы. Ленты, банты из лент, кружева, оборки из кружев, много-много цветов, парные браслеты и плотно облегающая шею бархатная ленточка, украшенная бантом, цветами и, наверное, еще и жемчугом так, что самой ленты под украшениями не видно. Туфли тоже украшены и имеют высокий каблук.

Вообще стиль, иконой которого мы считаем мадам де Помпадур, и есть квинтэссенция рококо. Поздние портреты Марии-Антуанетты уже значительно сдержаннее визуально.

Впрочем, общая тенденция к роскоши и украшательству продолжалась и при Людовике XVI, и при Марии-Антуанетте, которая, как говорят, предложила народу чуть что не так с хлебом, сразу переходить на пирожные. (Спойлер, про пирожные написал Жан-Жак Руссо в "Исповеди", в те годы, когда будущая королева Франции еще была австрийской принцессой и жила у себя дома). Но так или иначе, народ потом припомнил королеве и рокайльный стиль, и пирожные - кстати, пирожные в меньшей степени. И про рококо забыли как про страшный сон аж до периода Второй империи.

Портрет Марии-Антуанетты, Элизабет Виже-Лебрен, 1780-е годы. Кстати, интерьер тут уже неоклассицистический. А вот платье, безусловно, чрезмерно украшено, и по обилию украшений - рокайльное. Но нельзя не отметить разницу между платьями мадам де Помпадур и этим.
Портрет Марии-Антуанетты, Элизабет Виже-Лебрен, 1780-е годы. Кстати, интерьер тут уже неоклассицистический. А вот платье, безусловно, чрезмерно украшено, и по обилию украшений - рокайльное. Но нельзя не отметить разницу между платьями мадам де Помпадур и этим.

В 1848 году президентом Французской республики стал Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I. Спустя три года он стал императором под именем Наполеона III. Период его правления принято называть Второй империей - по аналогии с Империей Наполеона I. И если сам Луи-Наполеон боготворил своего дядю, то эстетическим идеалом его супруги, императрицы Евгении, была Мария-Антуанетта. Это, в частности, способствовало распространению моды на новое рококо.

Императрица с сыном. Франц Винтерхальтер, 1857 год. Платье императрицы перекликается с красным, отделанным мехом, нарядом Марии-Антуанетты на ее потрете с детьми середины 1780-х гг.
Императрица с сыном. Франц Винтерхальтер, 1857 год. Платье императрицы перекликается с красным, отделанным мехом, нарядом Марии-Антуанетты на ее потрете с детьми середины 1780-х гг.

Можно ради забавы сравнить портреты мадам де Помпадур и Марии-Антуанетты с этим портретом Евгении. Евгения позирует сидя и в пышном платье, как и маркиза де Помпадур, но на этом сходства заканчиваются. Фоном для образа Евгении служит тревожное небо, а из деталей интерьера мы видим лишь кусок колонны неоклассической формы (фон как раз напоминает тот, что на портрете Марии-Антуанетты). Все золотые детали - дорогая портьера и позолота кресла как будто благородно состарены и не блестят самоварной медью.

Еще один портрет Евгении изначально создавался как реверанс ее любимой королеве. Если смотреть технически, то многие детали похожи: перья и цветы в прическе, жемчужное ожерелье на шее, узкий корсаж, широкая юбка с несколькими слоями. Рукава, конечно, отличаются: но тут такое дело: до того, как вспоминать рококо, мода вспоминала XVI век с его буфами.

Но совершенно точно, форма юбки на портрете Евгении не похожа на форму панье. Спущенный с плеча рукав отсылает к более ранним модам того же XIX века (вспоминаем 1830-е). Трен платья сзади совсем не похож на складка Ватто с платьев XVIII века.

Портрет императрицы Евгении, Франц Хавье Винтерхальтер, 1854.
Портрет императрицы Евгении, Франц Хавье Винтерхальтер, 1854.

Сразу вспоминается:

Портрет Марии-Антуанетты, Элизабет Виже-Лебрен, 1783 год. Как вы уже поняли по дате, этот портрет уже относится к эпохе неоклассицизма. Украшений стало заметно меньше, чем на платьях Помпадур - но форма осталась.
Портрет Марии-Антуанетты, Элизабет Виже-Лебрен, 1783 год. Как вы уже поняли по дате, этот портрет уже относится к эпохе неоклассицизма. Украшений стало заметно меньше, чем на платьях Помпадур - но форма осталась.

В целом, Евгении нравилось в рококо то, что этот стиль позволял аристократии вспомнить о былой славе своих родов в прекрасном XVII - начале XVIII столетиях. А вот разбогатевшей буржуазии второе рококо нравилось возможностью поиграть в старую аристократию: в XVII веке у них такой возможности и вовсе не было.

Про силуэты платьев, ткань и отделку будет следующая часть.