Историю новейшего летосчисления жанра “театр в кино” принято вести от двух событий: в 2006 году в игру вступил игрок-тяжеловес - Метрополитен опера, а в 2009 году прямую трансляцию своего спектакля в кинотеатрах провел лондонский Национальный театр. К новейшей истории мы еще вернемся, но правильно ли считать жанр родившимся только что? Конечно, нет.
С какого момента отсчитывать историю жанра? На самом деле, ровно с того момента, как появился кинематограф. Да, уже в начале XX столетия спектакли снимались на пленку.
Интерес юного кинематографа к театру вполне понятен. Еще не имеющее своих механизмов и предпочтений искусство старалось воспользоваться уже имеющимся опытом и постановками, да и актеры, очевидно, были театральные, откуда было взять других?
Кажется, первая известная нам запись была сделана в 1900 году ко Всемирной выставке в Париже. И, не поверите, она была даже со звуком! Благодаря этому эксперименту мы имеем возможность увидеть игру великого Коклена, первого исполнителя роли Сирано де Бержерака.
В 1910-1911 году Мемориальный театр из Стратфорда-на-Эйвоне (который потом станет всем известным RSC) снял своего “Ричарда III”. Невероятно интересно сейчас смотреть эту запись - без звука, но такую выразительную, как будто для актеров всегда было естественным играть вот так - без слов и на камеру.
Российский дебют также состоялся в начале века. Нам известно, например, о записи спектакля Малого театра “Ревизор”, которая была сделана в 1916 году.
Спектакли или их фрагменты снимали и как документальную хронику, и как немое кино (что, конечно, уводило зрителя от реального представления о спектакле, но получалось более зрелищным). Постепенно кинематограф наработал собственные методы и стал меньше интересоваться театром. Скорость развития на самом деле поражает. Самый первый кинотеатр в мире был открыт в 1902 году в США (первые показы проводились в помещениях театров и выставок), а уже к 1915 году только в России было порядка 1500 кинотеатров!
Следующий рывок в отношениях театра и съемки случился в тридцатые годы, с появлением телевидения. Как ни странно, театр попадал тогда на экраны в виде… прямых трансляций. Да, чисто технологически нельзя было использовать для телевидения то, что было снято на кинопленку, а на самом телевидении возможны были лишь прямые эфиры. Если нужно было повторить показ,спектакль играли и снимали заново!
Первый в истории телеспектакль был сделан в США, благодаря инновациям от компании General Electric, это был сорокаминутный The Queen's Messenger'
В 1930 году в рамках тестирования новых возможностей на BBC сняли “Человека с цветком во рту” по пьесе Пиранделло. Она была выбрана за длину (полчаса) и небольшое количество действующих лиц (всего трое). Среди зрителей эксперимента был и премьер-министр страны, которому за два месяца до этого установили телевизор в резиденции на Даунинг стрит. Считается, что это была первая синхронная передача изображения и звука.
Еще через шесть лет у BBC впервые появилось полноценное расписание, и тогда же научились делать телевизионные трансляции. Планируя расписание, на BBC решили, что отличным ходом будет показать что-то театральное. Выбор пал на комедию “Мэриголд” - премьера состоялась на пятый день фиксированного расписания. У телевидения Великобритании тогда было уже рекордных 300 зрителей.
В СССР первый телевизионный спектакль показали в 1938 году - тоже в формате прямого эфира.
Следующий раз ситуация принципиально изменилась в пятидесятые годы. С одной стороны, научились снимать так, чтобы можно было снять в театре, а потом показать в записи по телевизору. Первым таким опытом в СССР была съемка спектакля “Правда хорошо, а счастье лучше” Малого театра в 1951 году. Этот спектакль, как рассказывают, снимали одной камерой, в пустом зале, с дублями, как в кино, а потом монтировали.
На следующий год таких спектаклей было уже два десятка - идея оказалась невероятно востребованной. Технологии также развивались: вскоре в театрах начали снимать на несколько камер, с шестидесятых годов все чаще переносили съемки в студии. И тогда же начал формироваться отдельный жанр, постепенно отделяя просто снятый на камеры спектакль от фильма-спектакля или телевизионного спектакля.
Камеры ушли из театров в студии и позвали спектакли за собой. Если вы прочтете про спектакли того времени “был снят для телевидения”, с вероятностью 99 процентов это означает, что снимали в телевизионной студии, без зрителей и с адаптацией всего материала под “телевизор”.
Пик популярности фильмов-спектаклей пришелся на начало 50х годов. В принципе, объяснение этому найти легко: в послевоенные годы на большие кинопроекты не было денег, а возможность снимать и показывать театральные спектакли убивала сразу двух зайцев. И показывать есть что (да еще с какими актерами!), и популяризация искусства, и экономия средств, и, в некоторых случаях, не требовалось лишнее время на все согласования и цензуру. В пятидесятые свой благосклонный взгляд на экраны обратили даже мэтры: в той же Великобритании право телеспектакля быть искусством признали Джон Гилгуд и Лоуренс Оливье, в СССР снимались спектакли Малого и МХАТа.
К восьмидесятым годам интерес к жанру постепенно начал падать, его с телевидения все сильнее вытесняли сериалы. Кроме того, у этого жанра все годы был сильный враг, сражавшийся всеми способами. Жанр фильма-спектакля или телеспектакля не нравился многим театральным руководителям: многим артистам было запрещено участвовать в подобных проектах; многие театральные режиссеры обвиняли жанр в низкопробности. Виной всему, конечно, была конкуренция: театры сражались за зрителя между собой, а тут еще приходилось бороться за то, чтобы он вообще вышел из дома, а не остался смотреть театр по телевизору. Слава Богу, такой позиции придерживались не все, иначе мы лишились бы сотен шедевров, от "Школы злословия" и "Холстомера" до "Анюты" и "Пигмалиона". “Анюта”, кстати, редчайший образец жанра - спектакль, сначала созданный для телевидения, а потом перенесенный на сцену.
Нет, нельзя сказать, что живой театр не снимали для экрана вообще. Редакции литературно-драматического и музыкального вещания Центрального телевидения, а затем и каналу Культура мы обязаны множеством записей прекрасных спектаклей - от балетов и опер Большого до “Юноны и Авось” из Ленкома или спектаклей Малого или БДТ. Но доля их в сравнении с телеспектаклями ничтожно мала.
Всем подвижникам этой идеи, каковы бы ни были их цели, мы можем сказать лишь огромное спасибо: без этих экспериментов не сохранились бы для нас единственные, редкие записи великих актеров. Ни о какой архивной съемке в интересах театров тогда, конечно, и речи не было. Архивами по сути начали заниматься с конца восьмидесятых - примерно тогда же, когда на “театр на экране” уже практически махнули рукой как на устаревший жанр.
А после 2000 года вновь наступил перелом. Трудно сказать, с чем именно он был связан, возможно, идеи просто витали в воздухе - но сразу несколько руководителей знаменитых театров начали прорабатывать идею показов спектаклей в кинотеатрах. И это, конечно, уже была совсем, совсем другая история. О ней расскажем в следующий раз :)