Найти тему
Фактомен

Как Швеция перерабатывает 99% своего муосора

Представьте себе страну, которая покупает мусор в другой стране. А жители этой страны не носят старые вещи. Речь идёт об Швеции. Эта страна которая стала абсолютным рекордсменом в переработке мусора.

Сегодня Швеция перерабатывает около 99% своего мусора, и только 1% мусора уходит на свалку.

Система заработала в далеких 70-х годах прошлого века. Швеция в те времена обладающее суровы климатом и полностью зависимого от поставок природного газа, решила в корне изменить энергетическую ситуацию в стране.

Специалисты подсчитали что каждый швед вырабатывал около 1.5 килограмма мусора в день, а учитывая что 4 тонны бытового мусора с лихвой компенсирует 1 тонну нефти привела к единственному решению этой проблемы. Страна всерьез увлеклась переработкой мусора. И с 2002 года в Швеции было запрещено выбрасывать мусор который можно было переработать .

Шведы с детства знают, в какой контейнер выкинуть яблоко, а в какой — коробку от конфет. В детских садах воспитанники учатся, как делать компост из картофельной кожуры и других пищевых отходов, чтобы потом удобрить им собственный сад или огород. Примечательно, что любая шведская семья может компостировать у себя дома или в саду, но для этого необходимо получить специальное разрешение.

Отделы для раздельного мусора
Отделы для раздельного мусора

На мусоре работает та же сама отрасль. Шведские мусоровозы ездят на биогазе или на электричестве полученного из отходов. Мусоросжигательные заводы работающие по технологии - Waste to energy заменяют шведам атомные станции. В среднем в год такие заводы производят практически 17 ТВч энергии.

Ежегодно 32 МСЗ в стране сжигают более 2 млн тонн мусора, произведенного шведами, однако местного сырья недостаточно, поэтому королевство закупает его у других стран. Основные поставщики отходов — Норвегия, Ирландия и Великобритания.

Сами шведы признают то что сжигание мусора не идеальный вариант, потому-что тратится больше энергии.

Сейчас в Швеции перерабатывается 43% бытовых отходов, а остальные сжигаются. Например - бумага перерабатывается до 7-ми раз, с пластиком тоже самое.

За неправильную сортировку в стране штрафуют, а за правильную — премируют. Например, в большинстве супермаркетов, аптек и на автозаправках стоят специальные аппараты по приему стеклотары, пластиковых бутылок, лампочек и мелкой электроники.

Как и в других странах Европы, мусор нужно просто забросить в приемное отверстие. Затем можно нажать красную кнопку и получить небольшое денежное вознаграждение, либо же нажать на желтую и отправить эти деньги на благотворительность.

Чтобы шведам было удобно утилизировать крупные предметы — мебель или стройматериалы — власти оборудовали бесплатные пункты приема. Одна станция охватывает примерно 10-15 тыс. жителей. После приема такой мусор разбирают на ценные составные части, которые затем скупают производители товаров. Так они получают сырье, готовое к запуску в новый цикл производства. Там же от предметов отделяют краски, кислоты и другие опасные вещества, которые позже попадают на специальный завод по переработке бытовой химии.

Просроченные лекарства, использованные шприцы и иголки местные жители относят в аптеку, а взамен получают специальные контейнеры для хранения такого вида мусора дома.

В Швеции перерабатывают даже дома — вместо сноса зданий их деконструируют. Машины «откусывают» куски стен, а затем везут их на специальную станцию, где после переработки бывший дом превратится в новые стройматериалы. Переработка стала культом в этой стране. Местные жители знают, что перед отправкой пластиковой бутылки на мусоросжигательный завод (МСЗ) ее можно переработать около семи раз.

При этом шведов мотивирует не только совесть, но и удобная инфраструктура, которая располагает к тому, чтобы разделять мусор. В 2009 году шведские экономисты из Университета Лулео опубликовали результаты исследования, согласно которому жители королевства гораздо охотнее тратят усилия на раздельный сбор мусора, если рядом с домом стоят удобные мусорные баки, а их соседи поступают также.

Мусоровоз
Мусоровоз