Найти в Дзене
Эхо войн ХХ века

Сен-Шамон - один из первых предшественников современной самоходной пушки. Char D'Assault St. Chamond

Считавшийся боевым танком во время Первой мировой войны, "Char d'Assault St.Chamond" обладал качествами, более похожими на "штурмовую пушку" Второй мировой войны, сегодня она классифицируется как "самоходная артиллерийская установка" (САУ). Сен-Шамон был французского происхождения и участвовал в боевых действиях на протяжении большей части первой мировой войны, после его введения во французскую армию в 1916 году. Несмотря на потенциал, которым обладали танки на полях сражений того периода, "Сен-Шамон" оказался тяжелым, тяжелым боевым орудием, никогда по-настоящему не способным преодолеть даже самую скромную местность. Несмотря на это, французы были достаточно дальновидны, чтобы снабдить гусеничную машину мощной и надежной гаубицей калибром 75 мм. для дальней стрельбы.

Рисунок: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.
Рисунок: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.

Создателем танка "St. Chamond" был полковник Эмиль Римайо. При создании использовалась ходовая часть американского трактора Holt. Двигатель располагался в центре машины. В передней и задней частях машины имелось место водителя, позволяющее двигаться как вперед, так и назад без полного поворота танка или слепого движения переднего водителя назад. Основное вооружение представляло собой неподвижную 75-мм главную пушку, стрелявшую вперед, которая отличалась ограниченной высотой подъема и пулеметами Хотчкисса размером до 8 мм, используемыми для защиты танка от атак вражеской пехоты. Один пулемет был установлен в правой передней части корпуса, а другой-в задней. Толщина брони до 11 мм.

Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.
Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.

У "Сен-Шамонда" устанавливался один 4-х цилиндровый бензиновый двигатель Panhard-Levassor мощностью 90 лошадиных сил. Эта силовая установка была затем привязана к электрической трансмиссии Crochat-Colardeau, которая, в свою очередь, добавила ненужный вес к общей конструкции. Электрические генераторы служили для подачи энергии на каждую отдельную гусеницу, позволяющие развивать скорость 12 км/ч в идеальных условиях. Дальность движения была ограничена до 60 километров.

Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.
Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.

Большой танк "Сен-Шамон" требовал экипажа из восьми человек для управления различными бортовыми системами. Водитель также выполнял функции командира танка с обзором из выступающей верхней надстройки корпуса. Он сидел в передней левой части машины. Справа от него находилась главная пушка, установленная в центре передней части корпуса. Справа от главного орудия находился пулеметчик, который также выполнял роль оператора казенной части главного орудия. Второй водитель располагался сзади и призывался к действию, когда машина нуждалась в управлении задним ходом. Дополнительные пулеметчики были размещены по бокам и сзади конструкции.

Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.
Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.

Первоначальный прототип "St. Chamond" был готов в сентябре 1916 года, и около 400 образцов этого типа уже были заказаны.
Наиболее определяющей конструктивной характеристикой "Сен-Шамонда" была его крупногабаритная надстройка корпуса, которая охватывала как переднее, так и заднее шасси.

Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.
Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.

В то время как это обеспечивало нужный внутренний объем, необходимый для пушки, экипажа и двигателя, это, естественно, представляло танк с очень длинным корпусом, который делал пересечение неровной местности и траншей чрезвычайно трудным, если не невозможным. Застряв, "Сен-Шамон" станет не более чем пушечным мясом для немецкой артиллерии или легкой добычей для немецкой пехоты с гранатами.

Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.
Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.

В то время как передняя часть корпуса имела некоторую базовую форму баллистической защиты благодаря своей угловой поверхности, боковые, задняя и верхняя части машины были плоскими и практически не защищали от артиллерии, основной опасности для танков на поле боя Первой мировой войны. В дополнение к конструкции корпуса, передний правый пулеметчик также управлял казенными функциями главной пушки, что добавляло ненужные обязанности в пылу боя. Основное орудие, закрепленное в переднем положении, было ограничено по высоте и, следовательно, по дальности стрельбы, а так как орудие не имело возможности перемещаться из стороны в сторону, механику-водителю приходилось поворачивать весь танк лицом к цели.

Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.
Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.

Что еще хуже для экипажа, двигатель находился в открытом отсеке в центре конструкции, разделявшей передний и задний боевые отсеки. Его размещение на открытом воздухе гарантировало, что в боевом отделении будет шумно, пахнет маслом, что делает его ужасной рабочей средой для экипажа. Подумайте о том, что это были восемь человек, вынужденных проводить долгие часы в тесноте на поле боя. Проходы были установлены по обе стороны от двигателя, чтобы обеспечить распределение экипажа, хотя эти проходы также были "домом" для боковых пулеметчиков, что усложняло быстрое и эффективное внутреннее маневрирование. Одним из преимуществ двигателя под открытым небом был легкий доступ для ремонта и технического обслуживания в полевых условиях.

Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.
Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.

В дальнейшем броня "Сент-Шамонд" была увеличена с первоначальной толщины 11 мм до 19,5 мм. Основная пушка, разработанная Римайо, также была отброшена в пользу стандартизированной французской армейской модели серии 1897 в 1917 году. Была реализована новая конструкция крыши, предназначенная для скатывания вражеских гранат с танка.

Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.
Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.

Первые "настоящие" боевые действия в отношении танков "Сен-Шамон" произошли 5 мая 1917 года, когда три из шестнадцати машин были потеряны в бою, а другие, как и ожидалось, сели на мель на неровной местности. В качестве фронтового боевого танка "Сен-Шамон" не произвел впечатления, в конечном счете уступив место превосходным французским двухместным легким танкам FT-17.
Около 377 танков "Сен - Шамон" было произведено во время войны.  Сегодня сохранился только один экземпляр, он выставлен в Музее в Сомюре.

Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.
Фото: Сен-Шамон. Взято из открытого источника.

Ставьте ЛАЙК. Подписывайтесь на канал! Будет ещё много интересного.