Найти в Дзене

Советские экранизации Жюль Верна, которые понравились моей семье и не понравились мне

В произведениях Жюль Верна чего только не случается! Выбранный писателем жанр - приключенческая фантастика - получила одобрение читателей. Произведения этого писателя популярны более 150 лет. По-другому и быть не может. Написаны талантливо.

В детстве я зачитывалась романами Жюль Верна. То, что были обыденными и самолеты, и подводные лодки, и автомобили, не портит сюжет.

Экранизацией романов Жюль Верна занимались режиссеры разных стран. Но мы поговорим о снятых в СССР фильмах.

О фильмах, которые я смотрела с детьми и внуками.

"Таинственный остров" 1941 года режиссера Эдуарда Пенцлина снят по одноименному роману о войне Севера и Юга США. Один из героев - знакомый всем капитан Немо.

Кадр из фильма "Таинственный остров", 1941 год.
Кадр из фильма "Таинственный остров", 1941 год.

Мне это произведение не очень нравится. И фильм, и роман. Но посмотреть, хотя бы один раз, стоит.

В 1975 году зрители голубых экранов смотрели цветного "Капитана Немо" режиссера Василия Левина. Трехсерийный фильм снят по нескольким произведениям Жюль Верна - "20 000 лье под водой" и "Паровой дом".

Кадр из фильма "Капитан Немо", серия "Принц Даккар". 1975 года. В иллюминаторы "Наутилуса" видно море.
Кадр из фильма "Капитан Немо", серия "Принц Даккар". 1975 года. В иллюминаторы "Наутилуса" видно море.
Жюль Верн хотел представить капитана Немо как польского вольнодумца, который ратует за свободу своей земли от Русской империи. Но потом передумал (наверняка по политическим мотивам), и в результате капитан Немо стал индийским принцем.

Названия серий - «Железный кит», «Принц Даккар» и «Наутилус“ продолжает борьбу». Как очень часто пишут в примечаниях, фильм снят по мотивам произведений Жюль Верна.

Отрицательные герои из книги в фильме хорошие, достойные показаны плохими.

Зато хороший герой идеален, отрицательный - чудовище в человеческом облике. И, как водится, главный сюжет фильма - борьба за свободу.

Такое развитие событий в мышлении детей может заложить в их души максимализм - или черное, или белое. Оттенков нет.

В жизни же все по-другому.

Но кто из нас в молодости не впадал в крайность! С возрастом все прошло.

Кадр из фильма "Железный кит". Для 1975 года нет ничего удивительного в подводных съемках и водолазных костюмах. Но в год написания "Капитана Немо"  (1870) это был такой прорыв... Слова "фантастика" не было. А сама фантастика как жанр уже была.
Кадр из фильма "Железный кит". Для 1975 года нет ничего удивительного в подводных съемках и водолазных костюмах. Но в год написания "Капитана Немо" (1870) это был такой прорыв... Слова "фантастика" не было. А сама фантастика как жанр уже была.

Этот фильм можно смотреть и сейчас. Всей семьей. Для детей детсадовского возраста сюжет неинтересен и непонятен.

Современный ребенок видел и подводный мир, и космический. Хотя и по телевизору.

А школьники смотрят с интересом.

В романе "Драма в Лифляндии" приключения не такие уж и фантастические, по жанру это детектив. С политической подоплекой.

Кстати, Лифляндия во время написания романа в 1893 году (напечатан в 1904 году) входила в состав России - конкретно Рижской губернии.

По мотивам романа снят фильм "Сломанная подкова" советским режиссером Семеном Арановичем. Как и в романе, в фильме тоже не обошлось без политической составляющей. Политическая подоплека другая, но чего можно ожидать от снятого в СССР фильма.

Кадр из фильма "Сломанная подкова", 1973 год.
Кадр из фильма "Сломанная подкова", 1973 год.
Недавно прочитала "Фиаско" Станислава Лема. Трагичная фантастика о человечестве, считающем себя правым в любой ситуации.

На фоне "Фиаско" произведения Жюль Верна смотрятся как легкое чтение.

Но к концу жизни писателя занимали мысли о том, что развитие техники может доставлять людям проблемы, если попадет в недобрые руки.

Об этом свидетельствуют последние романы писателя - "Флаг Родины", "Властелин мира" и неоконченный "Необыкновенные приключения экспедиции Барсака", который дописывал сын писателя Мишель.

Напрашивается вывод, что каждый писатель к концу жизни пересматривает жизненное кредо.

А может, не только писатель? Но и все мы.