Так выглядит книга воспоминаний двоюродного дяди Николая II — Александра Михайловича Романова. Николай называл его Сандро, а он называл Николая Ники. У них были отношения не как у дяди с племянником, а как у братьев, ведь они были почти ровесниками.
Младшая сестра Ники, Ксения, также с детства была знакома с Сандро, и влюбилась в него, хотя должна была, по правилам, выйти замуж за представителя королевской династии Европы. Сандро был старше неё на 9 лет.
В браке у них родилось семеро детей: шесть мальчиков и одна девочка - Ирина. Кстати, о непростом характере этой девочки и отношениях внутри семьи интересно пишет в своих воспоминаниях графиня Камаровская, которая была учительницей юной княжны.
Мемуары Сандро написаны без кокетства, честно (по крайней мере, перед самим собой), но человеком своеобразным, довольно авантюрным и непостоянным. Современным. Детство его прошло на Кавказе, где отец был наместником. Сандро и его братьев воспитывали в строгости, в знании законов божьих и военной подготовки. Учителя были так себе, строгие без меры. Плюс своеобразное патриотическое воспитание, согласно которому, он должел был ненавидеть почти всех нерусских - от евреев до французов.
Послабления начались только с момента, когда Сандро исполнилось 18 лет и он пошел служить на флот.
В кругосветном путешествии, в которое молодой Великий Князь отправился, как только появилась возможность, он познакомился с множеством стран, традиций (например, охотился на крокодилов в Индии) и девушками из этих самых стран: бразильянками, американками, китаянками, о чем пишет с явной ностальгией.
В Японии он и вовсе выбрал себе «жену»-гейшу, на два года, которая постоянно пребывала в восторге от того, что ее «Сан» - представитель царской фамилии, обращался с ней ласково и дарил подарки. В это же самое время сестра Николая II, Ксения, совсем еще девочка, писала нежные письма своему дорогому Сандро. Потом он приехал, также признался ей в любви, и они поженились.
Николай II почти не слушал советов Александра по поводу участия в войнах и военных действиях (например, тот отговаривал царя от войны с японцами), отмахивался от предсказаний грядущей революции. Сандро командовал кораблями-броненосцами, разрабатывал новые современные корабли, а затем увлекся авиацией и стал шефом военно-воздушного Императорского флота.
Его дочь Ирина вышла замуж за князя Юсупова, который впоследствии организовал убийство Григория Распутина. Отношения Николая II и Сандро это, мягко говоря, не улучшило. Они уже давно не были друзьями.
После революции, когда началась полнейшая неразбериха, Сандро с женой, детьми, а также с Марией Фёдоровной Романовой, матерью Ксении и Николая II, перебрался в свое имение Ай-Тодор в Крым. Там их посадили под домашний арест, под охрану Особого Комиссара Временного правительства. Каждый день матросы-охранники могли их расстрелять, они только ждали приказа из центра. Как-то ночью к ним пришли с обыском вооруженные революционеры, забрали все письма и Библию вдовствующей императрицы, искали оружие, но не нашли. Год семья жила в ожидании своей участи.
В 1918-м, когда германские войска покинули оккупированные территории Крыма, территория временно перешла под контроль лояльных к Белому движению союзников, а именно — к англичанам. Членам царской семьи разрешили ехать на все четыре стороны. Так Сандо с женой, тещей и семерыми детьми ускользнули по морю в Европу. А его родные братья, находящиеся в не столь удачных территориально и политически местах (кто ж знал, какие окажутся удачными?!) были расстреляны. Что уж говорить о Николае II.
Все обращения Сандро к высшим чинам Европы с просьбами поддержать белое движение в России и не дать большевикам победить, не были услышаны. Его не воспринимали всерьез, хотя многие хотели видеть его в гостях, чтобы посочувствовать и посмотреть «на бедного князя, у которого расстреляны все братья».
За границей Романовы не бедствовали так, как большинство эмигрантов. У них было достаточно родственников королевских кровей, которые помогали не влачить существование. Дети Сандро и Ксении выросли, работали, многие уехали в Америку, кто-то даже трудился на заводе Форда.
Сандро хотел развестись (он относился к жене с уважением, но любовь давно прошла), но Ксения всегда отказывала, говорила, что ей не разрешает духовник. Тогда он просто стал жить сам по себе, уехал в Париж. Решил больше не работать и чувствовал себя, как ни странно, хорошо. Ощущал себя свободным от «размытых догм и прокисших банальностей» дома Романовых.
Потом он увлекся спиритизмом, написал об этом книгу. Потом отправился с лекциями в США, не очень понятно, с лекциями о своей жизни или о спиритизме, но принят был хорошо, заработал прилично. Знакомился с богачами, влюблялся, играл в казино, ходил по ресторанам. Наблюдал жизнь. Наконец, написал мемуары.
Я совершенно счастлив. Я достиг своей цели. Я обрёл себя. Может, это произошло не так, как я ожидал, но мне приятно осознавать, что, прожив жизнь, подобную которой мало кому довелось прожить, я по-прежнему считаю, что вся она, каждый ее миг, были прекрасны. Если бы меня расстреляли в восемнадцатом году, я бы умер, сожалея об очень многом. Теперь я ни о чем не жалею.
Думаю, о жизни Сандро мог бы получиться очень интересный фильм.
В дневниках ещё одного дяди Николая II, Константина Романова, есть описания коронации последнего царя и объяснение - почему Николай II не отменил бал после трагедии на Ходынском поле. Советую прочитать об этом.
Понравилось? Не забудьте лайк!