Найти тему
Demidova Alyonochka

Музей пара (паровых машин)

Как купить тур он-лайн дешевле

Музей пара (паровых машин) у моста Кью вообще-то посвящён ещё и истории водоснабжения Лондона. Но обаяние выставленных тут пыхтящих, сопящих и крутящихся паровых динозавров столь велико, что назвать музей иначе у англичан, должно быть, язык не повернулся.

Первый пригодный для практического применения паровой двигатель создал в 1712 году английский кузнец Томас Ньюкомен. Британия к тому времени остро нуждалась в двигателе для механических ткацких станков, откачивания воды из шахт, перевозки грузов. В 1782 году Джемс Уатт усовершенствовал машину Ньюкомена, и в 1812 году по реке Клайд поплыл первый британский пароход. В 1830 году первая железная дорога соединила Манчестер и Ливерпуль. Британское машиностроение стало лучшим в мире. Страна на целый век вырвалась в лидеры промышленной революции.

Паровые машины той эпохи мало напоминали сегодняшние двигатели под капотами автомобильчиков. Это были жаркие громадины с вращающимися чугунными маховиками и двигающимися туда-сюда шатунами. Один из таких монстров, машина «Гранд Джанкшн» с диаметром поршня 100 дюймов (более 2,5 метров!), составляет особую гордость музея: это самая большая сохранившаяся одноцилиндровая паровая машина в мире. Построена она была в 1869 году и исправно трудилась, качая воду, до сороковых годов XX века.

Чудовище высотой в три этажа находится в здании бывшей насосной станции, которая с 1838 года снабжала водой Западный Лондон, – теперь это музей. Здесь расположена одна из крупнейших в мире коллекций паровых двигателей, почти все они – в рабочем состоянии. Самая старая паровая машина музея построена в Бирмингеме в 1820 году. Можно тут, впрочем, полюбоваться и на раритет более ранних эпох: настоящее водяное колесо диаметром шесть метров – такие в Англии приводили в действие станки до эпохи пара.

Паровая машина – завораживающее зрелище. Вокруг музея проложена узкоколейка для крохотного паровозика «Томас Уикстид» – и это не игрушка, а вполне рабочая машинка, каких было много на гидротехнических сооружениях викторианской эпохи. Но истинное величие этой техники помогает осознать запуск колоссальных паровых насосов Корниша, случающийся тут раз в месяц. Проворачиваются величественные чугунные маховики, бесшумно ходят блестящие от смазки шатуны – настоящий праздник стимпанка! Музей предлагает ценителям даже вечеринки в паровом зале: коктейли, закуски, цветы, а вокруг бесшумно работают могучие гиганты навсегда ушедшей эпохи.