Есть у верующих одно неоспоримое преимущество, перед атеистами. О сути его сказал еще апостол Павел:
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».
То есть, когда мы общаемся с вами, господа атеисты, мы прекрасно понимаем вашу логику и способны вполне увидеть мир вашими глазами. Потому что, и мы все были некогда «душевными». Сразу «духовными» мало, кто, прямо с детских лет становится.
То есть, у нас ваш опыт есть, а у вас нашего – нет. Даже, при том, что конечно, никто не может с таким, как апостол дерзновением, сказать, что имеет «ум Христов», все равно он уже у нас иной нежели у вас…
Разумеется, наш опыт вам и не нужен. Но с другой стороны, понять нашу логику, как бы ни пытались, вы в связи с этим, не сможете.
ОК, скажете вы, но мы не можем понять и сумасшедших, что ж, с того?
И это предусмотрено: «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Современные атеисты и есть эти самые «еллины», то есть, язычники, которые поклоняются самым разнообразным идолам – карьере, борьбе за свободу, деньгам, сексу, просто угару…
Но, при этом, как раз вы, с любой точки зрения, безумны. Почему?
Отвечу…
Что есть «душа», о которой мы тут говорим? Это, собственно то, что вы развиваете или услаждаете, то, что вы считаете своим «я». И то, о чем Христос говорит:
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет
ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и
Евангелия, тот сбережет ее».
Как это потерять душу? И главное зачем? Затем, что это «я» несомненно, смертно. Первый шаг в сторону становления «духовным» - осознание, что раз оно конечно, оно мне и не нужно. Мне нужно только вечное. И оно обретается, через распятие своего «ветхого человека», того самого «я», кроме которого атеисты ничего в «себе» не знают.
Но это, совсем не обязательно значит, что человек себя насильно заставляет перестать быть «собой». Нет, когда он осознает с кристальной ясностью, что он ничто, то его «я» постепенно (естественно, с Божьей помощью) начинает разваливаться, исчезать. Ведь если ты конечен, то ты – прах, находящийся в становлении. Ты не есть, на самом деле, некое фиксированное «я» (нечто желающее и мыслящее), а просто отложенное до времени ничто.
Если ты мысленно форсируешь превращение этого ежесекундно саморазрушающегося «нечто» в ничто, многие из желаний и помыслов, начнут также, какие быстрее, какие медленнее, растворяться.
Но ради чего? Ради смысла. Потому что смысл может быть только у вечного, а вечен, просто по определению, только Бог.
Смысл для человека фундаментальная категория. Именно она отличает его от животного. Не даром, еще в Псалтири о тех, кому он не нужен сказано:
«Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое.
И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях.
И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им».
То есть, те, кто не делают никаких выводов из очевидности своей смертности, и живут, не задумываясь, ничем не отличаются от животных. Впрочем, не о них ведем мы речь.
Есть же множество тех, кто изобретают себе какой-нибудь смысл, помимо Бога, помимо вечности. Здесь можно услышать и диковинные идеи о том, что они намереваются «жить в своих детях», «в своих делах». Циолковского, например, согревала мысль, что атомы, из которых он состоит, бессмертны. Для кого-то успокоительна мысль о вечности человечества, и он фантазирует о том, как звездолеты будут где-то что-то бороздить, даже если погибнет Земля, а о нем самом и памяти не останется.
Но вот, какая незадача, подавляющее большинство актуальных научных теорий, говорит о том, что сама вселенная, в итоге погибнет, вплоть до того, что и с атомами, из которых Циолковский состоял, не весть что произойдет.
То есть, аннигиляция в атеистическом сценарии неизбежна. Есть, впрочем, более маргинальные теории, которые утверждают вечность вселенной. Однако, это недоказуемо, ровно так же, как и существование Бога…
Что же более безумно – отрицать вечность, но жить так, как будто она хоть в каком-то виде есть? Или «принять крест»?
Кстати, если человек приходит в Церковь не ради единственно возможного смысла – Христа, а по каким-то иным поводам – ради традиции, патриотизма или чего-то подобного – то это, с точки зрения обретения вечности, совершенно бесполезно.
Ведь, прямо перед словами об отречении от своей «души», Христос говорит:
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».
То есть, он заранее аннигилирует все «смыслы», за которыми пытаются спрятаться от ужаса небытия «осмысленные» атеисты.
И кстати, таких «христиан», которые могут найти смысл в ком-то/чем-то кроме Христа, атеисты понять вполне могут. И те, и другие – «душевные».
Но зачем этот текст? Нет, конечно, это не проповедь, это просто, констатация довольно очевидной, но непонятной многим атеистам вещи – их воззрения и поведение, ничуть не более рационально, нежели у верующих. Поскольку тоже основано, в конечном счете, не на знании, но на вере в то, что Бога нет (это недоказуемо), а вселенная, например, вечна. Но, при этом, их жизненная стратегия менее логична…
И соответственно, призыв не пытаться понять логику «духовных».