Другие статьи из серии "Новоассирийское царство":
Страна истинных арийцев
Геноцид как способ ведения войны
Продвижение «ассирийских ценностей» на восток
Знакомство мидян с цивилизацией
Легенда Востока – царица Семирамида
Лекарство от поражения – смена династии
Создание империи – работа грязная
Киммерийцы – разрушители равновесия
Чисто ассирийское убийство и строительство «вавилонской башни»
Ассирийские цари всячески стремились завладеть богатыми средиземноморскими городами, поэтому они медленно, но неуклонно подчиняли себе средиземноморское побережье, закрепляясь в Сирии, Финикии, Палестине и Иудее. Каждый новый территориальный захват приближал Ассирию к Египту, правители которого с тревогой наблюдали, как могущественная империя вторгается в их «сферу влияния». Фараоны «страны Та-Кемет» неоднократно посылали на помощь восставшим против ассирийского владычества средиземноморским странам свои войска, но Ассирия была сильнее и раз за разом побеждала.
После того, как в 679 г. до н.э. ассирийские войска захватили последнее крупное поселение перед границей с Египтом, начало войны между супердержавами древности стало только вопросом времени. В 674 г. до н.э. Асархаддон выступил в поход на Египет, но что-то у него не заладилось, то ли сражение закончилось не совсем удачно для ассирийцев, то ли они не решились в него вступить и вернулись назад. Неудачный поход несколько поколебал веру подданных в своего царя, ассирийские вельможи даже настояли на назначении соправителя, которым стал сын Асархаддона Ашшурбанипал.
Подготовку к следующему походу на Египет прервало начало восстания в Мидии. Эта война закончилась для Ассирии потерей нескольких провинций и появлением на восточных границах империи молодого, быстро растущего и весьма агрессивного царства Мидия (более подробно ЗДЕСЬ: Рождение Мидии, Мидийское царство, трудная дорога к победе). Но, не смотря на «восточные хлопоты», Ассирии ее новая война с Египтом была неизбежна. После неудачного для ассирийцев похода, финикийский город Тир перешел на сторону египтян. Это было очень плохим примером для других областей и без того вечно бунтующего региона. Поэтому сразу же после окончания мидийских событий, Асархаддон начал новый «поход к пирамидам». В 671 г. до н.э. ассирийская армия под командованием главного евнуха Ашшурнацира при помощи арабских вассалов прошла Синайский полуостров, двигаясь прямо через пустыню, и углубилась в земли Египта.
В Египте, по неизвестной причине, ассирийская армия сменила командующего, теперь командовал Шанабу-шу. Он оказался мастером своего дела и после нескольких удачных сражений на двадцать второй день месяца ду-узу (11 июля 671 г. до н.э.) ассирийцы захватили Мемфис. Тахарке удалось бежать в Нубию, но его сын и наследник Ушанахуру, а так же младшие сыновья, жена, дочери и наложницы оказались в плену. В своих анналах Асархаддон сообщает: «...Дни напролет, беспрерывно, воевал я против Тахарки, владыки Египта и Эфиопии, проклятого всеми великими богами. Пять раз поражал я его своими стрелами, нанося раны, от которых он бы не оправился. Затем я взял в осаду Мемфис, его царскую резиденцию, и захватил этот город за половину суток с помощью подкопов, пролома стен и применения штурмовых лестниц…».
Асархаддон захватил в богатой древней стране огромную добычу и объявил себя «царем царей Египта, Верхнего Египта и Куша (Эфиопии)», но ограничился завоеванием одной лишь Дельты, не рискуя двигаться дальше вглубь Африки, принимать титул фараона он тоже не стал. В двух десятках египетских городов появились ассирийские наместники, которые вместе с небольшими гарнизонами, состоящими из имперских воинов, должны были контролировать действия местных «царьков» из ливийских династий, назначенных Асархаддоном править областями. Из общей массы этих областеначальников, готовых служить, кому угодно, стоит выделить правителя Саиса и Мемфиса – Нехо, в будущем мы с ним еще встретимся.
«Страна Та-Кемет» ощутила на себе тяжелую руку ассирийских владык, была установлена ежегодная выплата дань в размере 180 килограмм золота и 9 тонн серебра, в Ниневию вывезли 55 царских статуй, некоторые города Египта были переименованы на ассирийский лад. Асархаддон отпраздновал победу и отправился восвояси, после этого все пошло как обычно. Царькам-наместникам по большому счету было глубоко наплевать на все, кроме своих шкурных интересов, немногочисленные ассирийские гарнизоны не могли контролировать многолюдную страну, имеющую тысячелетние традиции и не слишком любящую чужаков. Так что не успел Асархаддон добраться до Ниневии, а в Египте уже начались волнения.
Пока в Ассирии принимали решение и готовились к новому египетскому походу, волнения в Египте переросли в полноценное восстание, ассирийские гарнизоны оказались в осаде. А там и Тахарка из Куша вернулся и снова подчинил себе страну, никто особо ему не сопротивлялся. Все вернулось к исходному состоянию. Фараон Тахарка снова возглавлял Египет, его союзниками выступили финикийские и филистимлянские города-государства, а также города Кипра. Можно было начинать все с начала. Асархаддон попытался так и сделать, в 669 г. до н.э. он снова повел войска на Египет, но в дороге неожиданно умер, как считают некоторые историки, «при не совсем понятных обстоятельствах».
Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе.
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей — как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах — как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон
Валерий Брюсов
Свое правление Ашшурбанапал начал с подавления египетского мятежа. Сначала он надавил на средиземноморских союзников Египта, принудив их отказаться от поддержки Тахарки, и даже заставил их воинские контингенты и флот участвовать в войне против Египта. В 667 г. до н.э. ассирийцы вторглись в Египет. В приграничных столкновениях войско фараона потерпело поражение, после чего Тахарка бежал в Фивы. Правители Дельты, признавшие власть Тахарки, были разбиты и покорены. Некоторые из них были захвачены в плен и отправлены в Ниневию, наиболее ненадежные – казнены. Египтянеподверглись суровому наказанию, по своему обыкновению ассирийцы не церемонились с теми, кого считали виновными в неповиновении. Горожан и чиновников, которых сочли неблагонадежными, казнили, сдирая заживо кожу или сажая на кол.
Войска мелких египетских владетелей ассирийцы включили в состав вспомогательных частей собственного войска, в будущем им предстояло идти в бой в первых рядах. Через сорок дней после начала войны ассирийцы осадили Фивы. Тахарка снова бежал в Куш, где спустя некоторое время умер. Правитель Фив Монтуэмхет не стал искушать судьбу, сдал город ассирийцам, уплатил дань и выразил покорность Ашшурбанапалу. Несмотря на предательство египетских правителей областей (номов), управлять Египтом без их помощи не представлялось возможным, и Ашшурбанапал попытался переманить на свою сторону некоторых из них. Особенно он отличал Нехо – влиятельного правителя, управляющего крупными городами Саиса и Мемфис, а так же прилегающими к ним областями.
Ашшурбанипал взял его и его сына Псамметиха с собой в Ниневию, одарил многочисленными подарками и осыпал почестями. Псамметих даже получил ассирийское имя Набу-шезиб-анни («Набу спаси меня»), вероятно, это было результатом какой-то религиозной церемонии. Через некоторое время после принесения клятвы верности ассирийскому царю, египтян возвратили на родину. Псамметих заслужил полное доверие Ашшурбанипала и был назначен правителем одного из крупнейших египетских городов - Атрибиса, который ассирийцы переименовли в Лимир-патеси-Ашшур («Да, сияет наместник Ашшура»). Нехо сохранил свое высокое положение, ассирийской администрации в Египте было велено всячески содействовать ему. Однако он лишился Мемфиса, этот город перешел под управление ассирийской администрации и стал главной ассирийской крепостью на египетской территории.
Есть предположение, что Тахарка пришёл к власти путём узурпации и убийства своего предшественника Шабатаки. Чтобы узаконить свое восхождение на престол, Тахарка женился на вдове Шабатаки и объявил её сына, Тануатамона, наследником престола. Через год после своего поражения и бегства из Египта, Тахарка умер в столице Куша Напате и сын фараона Шабатаки Тануатамон взошел на трон. Войска новоиспеченного царя в 666 г. до н. э. двинулись на Египет. Город - остров Элефантина был тесно связан с кушитским царством, поэтому без сопротивления распахнул ворота перед его воинами. Дальше дорога вела кушитского царя в Фивы, где «супругой бога Амона», то есть верховной жрицей Амона и фактической правительницей Фив, была Шепенопет II, сестра Тахарки и тетя Тануатамона, здесь проблем тоже не возникло.
От Фив до дельты Нила, то есть через весь Египет, армия Танутамона промаршировала походным порядком, так и не встретив сопротивления. Два города, находившиеся на входе в Дельту, повели себя по-разному. Защищаемый египтянами город Иуну (Гелиополь) поизображал сопротивление и быстро сдался. А вот ассирийский гарнизон Мемфиса сдаться не пожелал, заперся и стал ждать подмоги. На помощь Мемфису прибыл уже знакомый нам правитель Саиса Нехо I. В произошедшем около города сражении, войска Танутамона разгромили Нехо и примкнувший к его войскам ассирийский гарнизон города, сам правитель Саиса погиб в бою. После этого город сдался победителям. Сын Нехо Псамметих - Набу-шезиб-анни бежал в Ассирию.
Войско Танутамона вступило в Дельту, но местные властители номов его не поддержали, они засели в своих хорошо укреплённых городах и выжидали. Не имея возможностей силой подчинить их и убедившись в бесперспективности длительной осады, Танутамон вернулся в Мемфис. Среди «князей Дельты» со временем произошел раскол. Часть из них решила покориться Танутамону, который провозгласил себя царём Верхнего и Нижнего Египта. Другие продолжали отсиживаться в своих номах, укрепляя их. Археологи обнаружили следы усиления фортификации в городах Дельты в этот период.
После победы Танутамона вновь заволновалась Финикия, даже заплативший Асархаддону огромный выкуп и лишившийся всех своих материковых владений, Тир вновь начал выказывать непокорность. Это заставило Ассирию поспешить и в 663 г. до н. э. Псамметих вернулся домой, в Египет вместе с ассирийским войском. На этот раз, в сражении у стен Мемфиса проиграл Танутамон. После этого он отступил на юг, в Фивы. Правители Дельты поняли, что шутки закончились, и все разом выразили покорность Ашшурбанапалу, что не означало подчинения назначенному «главным в Египте» Псамметиху.
Ассирийцы вынужденно наступили «нате же грабли», во главе Египта ими был поставлен Псамметих, «зарекомендовавший себя верным проводником ассирийской воли и даже известный в Ниневии под аккадским именем Набу-шезиб-анни». Большого выбора у Ашшурбанапала не было, во главе Египта должен был стоять «местный кадр», чужака египтяне просто не приняли бы, никакая ассирийская мощь тут не помогла бы. В первую очередь Псамметих, пользуясь поддержкой Ассирии, взял под свой контроль Нижний Египет. Номархи Дельты, в большинстве своем, были ливийского происхождения и опирались на войско из своих соплеменников, для борьбы с ними Псамметих использовал ассирийскую помощь и греческих наемников из Ионии и Карии в Малой Азии.
Укрепив свою власть в Нижнем Египте, он около 660 г. до н. э. принял титул фараона и отныне именовался Псамметихом I. Новый фараон вместе с сыном, которого, как и деда звали Нехо в 658 г. до н. э двинулся на юг и с помощью ассирийской армии освободил Фивы от нубийских «гостей», Танутамон оставил Фивы и бежал в Нубию. Захваченные Фивы были разграблены, ассирийцы жестоко карали мятежников, а жителей Фив они считали таковыми. Не пощадили и храмы, их сокровищницы и культовые предметы из драгоценных металлов были захвачены и вывезены в Ниневию.
Теперь ассирийцы уже мешали власти Псамметиха, и он начал постепенно, гарнизон за гарнизоном, вытеснять ассирийцев из Египта. Основу воинства нового фараона составляли уже упомянутые греческие наемники и воины, присланные лидийским царем Гигесом. Эти «псы войны» были "хребтом" армии Саисского Египта, и они вполне могли помериться силой с ассирийскими воинами, оставшимися в Египте после ухода основного войска Ашшурбанипала. Псамметих обманул ожидания своих ассирийских покровителей и повел самостоятельную политику. Опираясь на верную лично ему армию, он подчинил себе всех номархов Египта и к 656 году до н. э. закончил объединение большей части страны, став фараоном всего Египта на самом деле, а не только согласно титулу.
В течение 658—651 г. до н.э. Псамметих полностью очистил свои владения от ассирийцев. Еще раньше, предположительно в 655 г. до н. э., Египет официально отказался подчиняться власти ассирийского царя и прекратил выплату дани. Ашшурбанипал ничего не смог предпринять в ответ, он был занят борьбой с Эламом, и кроме того, погряз в вавилонских делах («восстание Шамаш-шум-укина»), на очередной военный поход у Ассирии не хватало ресурсов. Многолетняя война с Египтом закончилась фактическим поражением Ассирии, потратив уйму времени, материальных ресурсов и человеческих жизней империя не добилась ничего.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Сборник "История Востока" т. 1 "Восток в древности"
"История Мидии" И.М. Дьяконов
«Древняя Ассирия» Мочалов М.Ю.
Другие статьи из серии "Новоассирийское царство":
Страна истинных арийцев
Геноцид как способ ведения войны
Продвижение «ассирийских ценностей» на восток
Знакомство мидян с цивилизацией
Легенда Востока – царица Семирамида
Лекарство от поражения – смена династии
Создание империи – работа грязная
Киммерийцы – разрушители равновесия
Чисто ассирийское убийство и строительство «вавилонской башни»