Звездного лета не будет
Мы с Татьяной Филёвой детей не крестили. За рекламу она мне не платит. И я, стареющая на кухне белая леди с половником, увидев на экране блондинку, которая, сидя за штурвалом самолета, сама себя перевозит в Екатеринбург, должна была плюнуть, крикнуть «свят-свят» и переключиться...
Ну, хотя бы на канал, где работница ЗАГСа рассказывала о том, что в этом году расписала пару, где жениху было 97, невесте 94 года, а брачующимися в 60 и 70 лет её уже давно не удивишь:
- Зато это зрелое, продуманное решение.
Но я задержалась на РБК. Потому что мне нравится там журналист Илья Доронов. Спокойный, некрикливый, подготовленный к любому собеседнику.
И еще - потому что я люблю летать на самолетах. И собираюсь делать это впредь, только не знаю когда. А в студии сидела председатель совета директоров S7, заменившая на этом посту свою маму Наталью Филёву, погибшую в прошлом году в авиакатастрофе в Германии вместе с отцом, а стало быть, дедом Татьяны, которого везла туда, по слухам, на лечение. Железная женщина-бизнесмен из Новосибирска пользовалась огромным уважением, выстроила с мужем частную авиакомпанию, которая взяла многие высоты. И тут...
Штурвал подхватила ее дочь. Тоже не новичок в этом деле. И давно не ребенок.
Это было ее первое большое видеоинтервью, за что Илья не забыл поблагодарить в самом начале.
- Сегодня лечу за штурвалом в Сочи, в командировку, - слышу я. Но вместо того, чтоб как у нас принято в новой реальности, захлебнуться от зависти, вслушиваюсь в текст слов, чтоб узнать полезное.
Вирус отбросил компанию по пассажиропотоку в 2012 год. Это тяжело и больно. На будущий год тоже особых надежд нет. Скорее всего, по цифрам S7 окажется в 2015 году.
На мировой арене Россия выглядела неплохо, потому что всего две страны летом показали рост пассажиропотока на внутренних маршрутах – мы и Китай. Причем Россия росла даже быстрее. Татьяна считает – потому что у нас меньше доля деловых, корпоративных перевозок, а больше – перелетов по личным целям. Именно этот сегмент быстро восстановился.
Удалось ли создать подушку безопасности, спросил ведущий.
Так это лето – не такое лето. Оно, конечно, «какое-то» было, но тарифы в августе были минус 15-20% от показателей прошлого года (а этот месяц для них как Рождество для супермаркетов). Короче, набить подушку пухом не удалось.
Прошлая зима уже была непростой. И разве можно было в декабре 2019 такое предвидеть?
Да что там декабрь, улыбнулась Татьяна. В марте этого года в одном из аэропортов ей никто не поверил, что может случиться то, что случилось.
- Я им говорила: если закроют всю Европу, все международные перевозки, что будем делать. Мне отвечали: «Да через неделю всё пройдет».
Ситуация изменилась вмиг. Всё планирование полетело в тартары. Деловые перевозки встали. Попытались сохранить «связанность страны» через трансферные потоки. В некоторых инстанциях Татьяну спрашивали: «Зачем вы вообще летаете?» А они, по примеру государства, создали оперативный штаб, потому что в цепочке много участников, действия которых надо координировать.
- Это такая сложная история, - пытается помочь себе руками немногословная осторожная Татьяна. – Быстрое изменение процедур в короткий период.
Помимо этого они думали об изменениях в мировосприятии пассажира.
Надели маски на весь персонал, сделали график замены фильтров, которые отвечают за воздух, ввели дезинфекцию самолетов.
- Важно было сказать об этом людям: «Если вы соблюдаете определенные меры безопасности, то летать можно». А люди боялись...
Как и все в это время, они работали с расходами. Парковали самолеты. Перешли на управление «по хвостам», чтоб понимать какие именно нужно парковать (тут я позавидовала – она понимает про хвосты, а я нет). Работали с лизинговыми компаниями по реструктуризации платежей. Просили у аэропортов скидки в самый тяжелый период. Мол, мы же продолжаем к ним летать...
- Аэропорты шли навстречу?
- Да. Аэропорты нас поддержали. Особенно весной. Сейчас, конечно, пытаются вернуть... Но весной им было важно, чтоб хоть кто-нибудь летал. Даже с низкой загрузкой. Давали нам скидки, за что огромное спасибо.
Компания очень хотела сохранить персонал – при том, что в апреле они упали до 10-15% того объема перевозок, что они имели год назад (этот месяц был самым тяжелым, в октябре они набрали 75% к такому же периоду прошлого года).
Было страшно.
Два дня в конце марта было очень страшно. Что не день, то новость – одну страну закрыли, другую...
- Причем мы всё узнавали из прессы.
Непонятно было, какую информацию передавать в колл-центры, куда кинулись, мягко говоря, встревоженные пассажиры.
- Звонят, а мы не знаем, что говорить. Сами только что прочитали в газете.
- А почему такое было информирование?
Потому что решения принимал оперативный штаб. Он выходил сразу и к ведомствам, и к прессе. Компания узнавала о его решениях одновременно с пассажирами.
Я вспомнила, как костерили во всех сетях авиакомпании. Просто в голос кричали. Тенденция (терпеть не могу слова «тренд») - у нас все умерли еще вчера, а это жулье зажало деньги за билеты. Мы уже оголодали, нечего надеть, никто бесплатно не вывозит с Филиппин.
Они начали постепенно адаптироваться к ситуации и приходить в нормальное состояние.
Могли бы вообще остановиться. Но такое решение для частной компании это возможная остановка навсегда. Одной из причин было желание сохранить пилотов, которые хотели получать хоть какой-то налет. Важно было сохранить и свою маршрутную сеть.
- Нас не поддерживал никто... Но разрушить очень легко. Восстановить сложнее. И мы продолжили полеты.
И по итогам семи месяцев стали лидерами по числу перевозок. В частности, потому что у них сильная маршрутная сеть на востоке страны. Когда в Москве были жесткие карантинные меры, была альтернатива.
Про конкуренцию с «Аэрофлотом» в одном предложении.
Но есть и другие.
- А как это?
- Знаете, кризис – он длинный. Вот кажется, придет весна, и всё закончится...
- Осенью тоже так казалось.
- Это не так. Думаю, стабильное восстановление начнется с весны 2022 года. Ожидать звездного лета 2021 года не стоит.
- Экономика это деньги. И вести себя неадекватно, когда ты их теряешь, можно только ограниченный период времени. Тот же Аэрофлот не пытается демпинговать, даже имея ресурсы. Он тоже пытается сохранять связанность страны. Но некоторые другие конкуренты ведут себя так, как будто не будет завтра. А в конце всегда бывает касса. Всё равно пойдешь через нее и придется за всё платить.
Вот это, мне кажется, применимо не только к самолетным компаниям.
Отвечать на чужие стратегии они не собираются. Есть свои важные дела.
Им будет важно сокращать время путешествия пассажира. Страна огромная. Они развивают прямые региональные перелеты. Не обязательно всем и всегда летать через Москву. Экономию времени пассажира в пути считают одной из ценностей, за которую будут выбирать их. Ожидается рост лоукосткомпаний, это нормально для рынка. Будет ценовая война. Кто-то исчезнет, кто-то появится. Это в общем правильная тенденция, потому что доходы пассажиров не растут. Но...
- Мы в лоукост не идем. Видим разумный баланс между сервисом и качеством услуг для пассажира.
За счет чего снижать тарифы? Илья говорит, что пассажиры чувствуют это только когда получают бутерброд вместо привычной еды...
- А в лоукосте вообще ничего. У некоторых компаний нельзя даже откинуть спинку кресла и некуда положить журнал, потому что нет кармана в спинке кресла. А за счет чего можно экономить, чтоб это не вызывало раздражения у людей?
Главные статьи расходов знаем даже мы.
Курс валют изменился. Но самолеты за границу и не летают. Однако до 30% расходов у авиакомпании валютные, они выросли. Ценообразование идет от спроса. Сейчас он ниже, и тарифы снизились. Иначе просто не загрузишь самолеты. Но рано или поздно всё выровняется.
Хочется сохранить персонал. Но приходится снижать зарплаты. Татьяна рассчитывает, что летом пилоты все-таки полетают. А Илья спросил – не получится ли так, что они снова побегут в Китай.
- В Китае такая же ситуация, как и в России. Во всем мире идет снижение пассажиропотока. И в Китае сейчас тоже переизбыток пилотов.
Из-за новых мер безопасности тарифы выросли всего рублей на 30. Но масочный режим намного правильнее, чем, скажем, ограничение загрузки.
Возвращается Боинг 737- МАХ. Не будут люди его бояться? Татьяна считает, что он стал безопаснее. Боинг больше года самолеты не выпускал, прошел кучу проверок... Должно быть все ОК.
Татьяна летает сама. Имеет допуск не только к Цессне, которая для нее слишком медленная. Вот и в Америке, куда пришлось отправиться самой на завод по производству самолетов, летала сама.
В июле запустили программу «Врач на борту» (я подумала – вдруг кто-то не слышал). Те, кто в нее вступил, получают дополнительные скидки и начисления миль, бесплатные сумки багажа, выбор мест в салоне, более комфортный перелет для членов семьи, другие бонусы. А если медработник, когда летит, сделает пометку «я готов помочь» (это только его желание, льготы он получит в любом случае), то бортработник в своем айпаде видит, на каком кресле у него сидит такой человек. И при необходимости может к нему обратиться. Сотрудники проходят курс первой помощи, но всем ясно, что лучше, когда до экстренной посадки помогает профессионал. Компания дополнила свои аптечки и открыла курс для медработников, помогающих понять особенности их работы на борту. В программе зарегистрировалось уже больше 10,5 тысячи врачей. Цель – чтобы на каждом рейсе летел врач, готовый помочь.
- Я вам рассказываю, чтоб врачи услышали. Может, кто-то присоединится к программе.
И я рассказываю вам с той же целью.
На будущий год – очень умеренные прогнозы, тяжелое время продолжается. Идет адаптация к новым реалиям. Но появятся суда воздушного флота нового поколения с меньшей эмиссией СО2, меньшим потреблением топлива, будет меньше пластика на борту, больше комфорта.
Р. S. Что касается грядущих криков. Скажу сразу - я летала в своей жизни очень много. Не за штурвалом, а в салоне. И видела немало пассажиров, которые возмущались на борту абсолютно всем. В том числе и ценой билета, потратив перед этим у меня на глазах три его стоимости в баре аэропорта. А рассказать об этом интервью мне захотелось, потому прочитала пару материалов по его следам. И не увидела там ничего для пассажиров. Сплошное В2В. Бизнес для бизнеса. А мне всегда хочется увидеть В2С или то, что знатоки называют битусишной историей. Бизнес для клиента.