Найти в Дзене

Как создать достоверный мир в фантастике и фэнтези

Оглавление

Итак, в предыдущей статье мы с вами наметили основные шаги к созданию мира реалистического произведения и пришли к выводу: главная проблема в том, что все этот мир знают, поэтому с радостью готовы ткнуть автора носом в несоответствие с реальностью.

В фантастике и фэнтези, за редким исключением, такой опасности нет. Но здесь автору придётся построить свой оригинальный мир так, чтобы читатель почувствовал его реальность, проникся его проблемами, но не потонул в деталях, забыв о сюжете.

Я в этой статье не претендую на абсолютную истину (это не правила и литературные нормы), а хочу поделиться с вами некоторыми мыслями по поводу создания достоверного мира в произведениях фэнтези и фантастики. Всё же так сложилось, что эти жанры составляют не менее 80% моей редактуры, поэтому миров разных я «повидала» много. Но если вы что-то дополните в комментариях, я буду только рада. Конечно, если комментарии не будут из серии: «вы всё врёте и извращаете». А то бывает…

С чего начать: три первых шага

Сначала немного напомню, о чём когда-то подробно писала в другой статье. В любом произведении есть костяк, «фигура» — то, что предстаёт перед читателем на первом плане. А есть фон – антураж, окружение героев, события, составляющие декорации разворачивающегося сюжета. Например, во «Властелине колец» «фигура» — это путешествие Фродо с целью уничтожить кольцо. А сложные отношения эльфийских домов, проблемы гномов Средиземья – это фон.

Шаг 1 Фигура и фон

Создание мира нужно начинать не с него самого, с определения того, что будет костяком (фигурой) произведения. Это будет сюжетообразующим фактором, без которого сюжет утрачивает смысл. Можно назвать это фабулой, что не совсем точно. Таким сюжетообразующим фактором может быть:

  • приключение, квест, ведущий к изменению мира или части его;
  • изменение героя, обретение им силы, нравственный рост, нахождение (или возвращение) своего места в мире;
  • миссия героя: борьба с какой-то внешней силой, победа над антагонистом, устранение зла (необязательно вселенского, может быть, локального), установление социальной справедливости, прекращение войны, спасение принцессы и т. д.;
  • развитие отношений между героями: любовь дружба, ненависть, превращение ненависти в любовь и т. д.

Эти факторы в произведении могут присутствовать все, но не все они являются «фигурами», что-то может быть и фоном. Основным сюжетообразующим фактором будет тот, что нельзя устранить. Если его убрать из произведения, сюжет рассыплется. Так, как нельзя убрать путешествие Фродо с кольцом Всевластья.

Определились? Теперь идём дальше.

 Художник Донато Джанола
Художник Донато Джанола

Шаг 2. Фантдопущение

Фантдопущение – это то, что отличает мир произведения от реального, та сила, идея, фактор, который создаёт основу для такого отличия. Причём это не просто отличие, оно должно оказывать решающее влияние на развитие сюжета. Например.

  • Возможность сверхдальних космических полётов, один из которых привёл к поломке корабля и его вынужденной посадке на враждебной планете.
  • Создание машины времени и возможность перемещение во времени, что привело к возникновению Института, сотрудники которого путешествуют в других эпохах (миры В. Свержина).
  • Магия стихий, которая лежит в основе противостояния светлых и тёмных магов и затяжной войны.
  • Наличие кланов магов, борющихся за власть и за обладание таинственным артефактом.
  • Катастрофа, отбросившая цивилизованный мир к состоянию варварства и к борьбе за выживание.
  • Толпы злобных тварей, прорвавшиеся через случайно открытый портал, и с этими тварями надо справиться, а портал закрыть. И так далее.

Это лишь немногие примеры фантдопущений. Здесь можно полагаться не только на свою фантазию, но и позаимствовать уже придуманное кем-то фантдопущение. В этом нет ничего зазорного, всё равно, например, в фэнтези всё, так или иначе, сведётся к магии. К тому же это только костяк, а мясо на него нужно ещё нарастить.

"Космический пейзаж". Художник Г. Курнин.
"Космический пейзаж". Художник Г. Курнин.

Шаг 3. Силы, противостоящие героям

Без этого тоже не обойтись, я уже писала, что конфликт, противостояние, злодей необходимы, чтобы сюжет не висел на одном месте, а текст не превращался в стоячее болото. Силы могут быть самые разные:

  • природа и стихия;
  • разумное зло;
  • неразумные твари;
  • внутренние конфликты и проблемы;
  • проблемы в отношениях и т. д.

В процессе размышления над этими шагами и начнут формироваться представления о мире, постепенно он станет объёмнее, заполнится деталями. Причём это будет не сам по себе мир, а часть реальности героев, все детали которой служат для раскрытия писательского замысла.

Художник Джон Питре
Художник Джон Питре

А теперь можно перейти и к конструированию самого мира по трём уровням реальности.

Три уровня фантастического мира

Это те же уровни, что я описывала в статье о реальном мире. И промысел божий (о чём писали мне в комментариях) к ним имеет отношение только тогда, когда Бог или боги являются действующими лицами, персонажами описываемой истории. И то воздействуют они не столько напрямую на судьбу героя, сколько на обстоятельства, влияющие на эту судьбу.

Мегауровень

География мира, страны и континенты. Здесь хорошо поможет составленная карта мира. Есть специальные интернет-ресурсы, помогающие сгенерировать или самостоятельно составить карту фантастического и фэнтезийного мира. Правда, если всё действие произведения происходит в средневековом замке и его окрестностях, то нет смысла углубляться в подробный рассказ о географии и геополитике мира.

Карта Средиземья
Карта Средиземья

К мегауровню относятся все глобальные внешние силы, влияющие на развитие сюжета: социальное и политическое устройство, религия и теория магии. В фантастическом произведении – важнейшие научно-технические достижения, позволяющие отправить героев на другую планету, а другую эпоху или кардинально изменить самих героев, допустим, сделать киборгами.

Макроуровень

Так же как и в реалистической прозе, это основной уровень, фон, на котором разворачиваются события, и раскрываются характеры героев. К этому уровню можно отнести, например, кланы, расы, касты, существующие в мире. Они определяют социальную принадлежность героев, их взгляды, особенности поведения, внешний вид и даже характер. Сюжет тоже часто связан именно с этими особенностями мира.

К макроуровню уровню относятся особенности сферы деятельности и жизни героя: капитан космического корабля, разведчик, некромант, целительница, студентка магической академии. В соответствии с этим разрабатываются и условия существования, и возможные приключения, и проблемы героев.

Технологическое оснащение мира – это тоже макроуровень. Иногда одна единственная деталь может разрушить достоверность мира. Например, водопровод с горячей водой и душ в средневековом замке. Если так хочется удобств, то лучше перенести действие в более технологичный мир или как-то объяснить роскошь водонагревательных элементов магией.

Художник Иван Славинский. Сможете найти несоответствие?
Художник Иван Славинский. Сможете найти несоответствие?

Микроуровень

Это реальность, непосредственно окружающая героя: его жилище, одежда, оружие, круг интересов и общения, особенности быта и т. д. Этим мелким деталям больше уделяется внимания в женском фэнтези. Иногда, правда, чрезмерно. Но какая женщина не любит порассуждать о нарядах и спа-процедурах?

Главная сложность создания мира фантастического и фэнтезийного произведения – нарушение логики. Не потому, что автор такой необразованный, а потому, что «просто забыл». В реалистической-то прозе сложно забыть, что чайник закипает на плите, а сообщение может прийти не только по почте, но и на мобильный телефон.

Комната алхимика. Худ. Кристина Бородина.
Комната алхимика. Худ. Кристина Бородина.

А вот у авторов фэнтези, увы, случается, что маг огня блуждает в подземелье без света, а маг воды умирает в пустыни от жажды. Или в мире меча и магии герою предлагают пустить себе пулю в лоб. В бластере почему-то кончаются пули, а не заряд, а от союза между землянкой и антропоморфным инопланетянином рождается полноценное потомство.

Итак. Проработка мира необходима именно для достоверности произведения жанра фантастики и фэнтези. Даже если не все данные о фантастической реальности войдут в книгу (а чаще всего это так), то всё равно мир становится живым и реально существующим, по крайней мере, для самого автора.

Прощаюсь ненадолго. Встретимся в комментариях.