Найти тему

Время и стекло: кто придумывает дизайн флаконов духов?

Оглавление

Пресс-релизы новых ароматов всегда упоминают создателей композиций, и почти никогда — дизайнеров флаконов, хотя часто именно внешний вид духов становится двигателем продаж (и наоборот). Экспериментируя с формой, цветом и материалами, художники направляют наше восприятие, дают дополнительные интерпретации и конечное понимание замысла парфюмера. Мы вспомнили лучших мастеров современности, сотрудничающих с люксовыми и нишевыми брендами — от Пьера Динана до Марка Атлана.

Как ни парадоксально, многие дизайнеры — авторы одного хита. Эрве ван дер Стратен прославился оформлением флакона J’Adore Dior, но больше всего мечтал создавать уникальную мебель. «Я был просто счастлив, когда впервые в жизни поработал над стулом!» — вспоминает парижанин. Жан-Жак Уркун помог Тьерри Мюглеру в 1992 году спроектировать флакон уникальной формы в виде пятиконечной звезды. Широ Курамата, минималист и «поэт пустоты», предложил марке Issey Miyake эфемерный, словно парящий в воздухе, флакон L’Eau d’Issey Extract Edition в виде стеклянного куба.

Другие мастера предпочитают работать на поток с брендами сегментов масс-маркет и премиум. Например, владелец собственного агентства и парфюмерной марки J.F. Schwarzlose Berlin Лутц Херманн помог разработать десятки флаконов для Hugo Boss, Joop!, Laura Biagiotti, Beyoncé и Kate Moss.

А вот для нишевых марок индивидуально разработанный флакон — редкость: весь производственный цикл сложный и дорогой, требующий специальных навыков, поэтому экономически оправданно делать только большие тиражи.

Небольшие бренды чаще прибегают к кастомизации уже готового стекла под всю линейку или конкретный аромат.

В 2010-е художники стремились создавать не только фотогеничные флаконы, стильно выглядящие на снимках в Instagram, но и экспериментировали с материалами и формами.

-2

Росс Лавгроув, работая с Designer Parfums над коллекцией ароматов для Formula 1, обратился к футуристичным формам, напоминающим экзоскелет, и использовал титан, золото и карбон. Совсем по-другому увидел будущее архитектор Чафик Гасми, автор Idôle Lancôme: он сделал упаковку максимально тонкой и компактной, всего 15 мм толщиной — чтобы было удобно носить в кармане джинсов или микросумке. Флагманский аромат многим напомнил айфон: в нём даже есть углубление наподобие круглой кнопки на смартфоне.

Лора Йе, сотрудничавшая с Glossier, стремилась сделать дебютный запуск марки скульптурным объектом, с которым можно взаимодействовать — так дизайнер пришла к идее выемки для пальца на стекле и крышке алого оттенка («чтобы скорее её снять и распылить аромат»).

-3

Сейчас, когда многие бренды взяли курс на устойчивое развитие, дизайнеры отказываются от вычурной, избыточной упаковки, изготавливают её из перерабатываемых материалов и стараются постепенно уходить от использования пластика. Самой перспективной тенденцией стал отказ от одноразовых флаконов: рефиллы предлагают как люксовые гиганты (Mugler, Lancôme), так и нишевые марки (By Kilian, Wide Society, The Different Company).

Тьерри де Башмакофф

Основатель собственного дизайн-бюро Aesthete, француз с русскими корнями Тьерри де Башмакофф родился и вырос в самом парфюмерном городе мира — Грассе. Сейчас в его портфолио — сотрудничество с Bvlgari, Guerlain, Gucci, Versace, Lanvin и Moschino, а также J.U.S., The Different Company и Atkinsons.

-4

«Без прикосновения и алхимии запаха на коже людям нужно что-то ещё, чтобы проявить подлинный интерес. Флакон духов — первая форма контакта потенциального покупателя с ароматом, и его внешний вид должен найти отклик у аудитории бренда», — поделился своими наблюдениями де Башмакофф в интервью InStyle USA. 

-5

Пьер Динан

За свою более чем 50-летнюю карьеру Пьер Динан разработал дизайн более тысячи различных флаконов и успел поработать с известными парфюмерами — Жермен Селье, Жан-Луи Сьёзаком, Ги Робером. В 2013 году организаторы миланской выставки Esxence посвятили дизайнеру выставку од названием «Шедевры дизайна парфюмерных флаконов» (англ. Masterpieces of the Perfume Bottle Design). Самой известной работой Динана стал флакон для Opium Yves Saint Laurent. В брифе было указано, что нужно воссоздать картинку, увиденную Сен-Лораном при приёме ЛСД («Что-нибудь огненное, цветное, яркое, оранжевое, фиолетовое»). Художник ранее служил в Индокитае и пробовал там опий: так название аромата продиктовало форму флакона, напоминающую японскую шкатулку инро.

-6

Динан зачастую принимал нестандартные решения: так, для Azzaro pour Homme он выбрал бутылочное стекло, которое традиционно используют в пивной индустрии, а красное стекло для Eau Dynamisante Clarins изначально окрашивали солями тяжелых металлов; потом их заменили на лаковое покрытие. Он первым разработал полностью алюминиевый флакон — для Rive Gauche Yves Saint Laurent, прибегал к гальванизации пластика металлом — для Calandre Paco Rabanne, использовал сурлин и нейлон для создания деталей. А в 2010-е он вместе с внуком Жюлем освоил 3D-технологии. Ему также понравилось работать с Яном Вильгельмом Альгреном, основателем бренда Vilhelm Parfumerie. Флаконы в форме шайбы декорированы волнами — отсылка к его работе 1966 года для Dior, Eau Sauvage. Их венчают ярко-жёлтые бакелитовые крышки, издающие характерный приятный звук при открытии.

Марк Атлан

Американец французского происхождения сотрудничал с парфюмерным департаментом Comme des Garçons, Maison Margiela, Helmut Lang, Tom Ford, Marc Jacobs и другими брендами. Дизайнер предпочитает минималистичную упаковку, яркую и заметную, несмотря на чёрно-белую гамму. Для лимитки Comme des Garçons 1994 года, Snowing Bottle, он придумал чёрный флакон с россыпью белых горошин. А фланкеры Comme des Garçons 2 поливал чёрной краской и фиолетовым глиттером, помещал в бархатистый мешочек, покрывал абстрактными и рельефными узорами.

-7

За более чем 20-летний опыт работы, Марк Атлан получил около 30 международных наград в области дизайна. В их числе: Gold Award в конкурсе One Show, награда Best Packaging of the Year от журнала I.D. Magazine, премию Best Packaging Design в конкурсе European FiFi Awards. Марк Атлан также является обладателем многочисленных наград Клуба Арт-директоров в Нью-Йорке, британских наград D&AD.

-8

Серж Мансо

За свою творческую карьеру Серж Мансо создал более трёх сотен флаконов: от классики 1960-х Fiji Guy Larochе и Climat Lancôme до покрытого медью L'Anarchiste Caron. Он сотрудничал с Azzaro, Cartier, Cerruti, Estée Lauder, Hermès, Narciso Rodriguez, Rochas и многими другими люксовыми брендами, но всегда выделял свои работы для Kenzo. Именно ему принадлежит идея цветка, распускающегося над камнем (Kenzo pour Femme) и образ красного мака в прозрачном стеклен (Flower by Kenzo).

Одна из его наиболее ярких работ — аромат Organza Givenchy 1996 года, над флаконом которого Мансо работал с только возглавившим модный дом Александром Маккуином. Белое платье из шифона, послужившее источником вдохновения для скульптора и художника, было создано предыдущим креативным директором Джоном Гальяно. Проход модели по подиуму, развевающийся шифон, просвечивающее сквозь него идеальное тело — всё это Мансо зафиксировал в стекле.

Ален дё Мург

Флаконы мужских композиций Giorgio Armani Eau Pour Homme, напоминающих неструктурированный пиджак с покатыми плечами, «колокольчик» L'Eau d'Issey pour Femme, «джемпер» Sonia Rykiel и издания коллекции Ode Yves Rocher, напоминающие розовые лепестки — работы Алена дё Мурга.

-10

Над дебютным ароматом Lolita Lempicka он работал вместе с дизайнером Софи Луар: ему принадлежит идея самого «яблока». А одной из самых известных работ можно назвать Kouros для Yves Saint Laurent.

Больше статей о парфюмерии

🌏 AROMO В ИНТЕРНЕТЕ
▫️Наш сайт: https://aromo.ru
▫️Instagram: https://www.instagram.com/aromo.ru
▫️Facebook: https://www.facebook.com/aromo.ru
▫️ВКонтакте: https://vk.com/aromo_ru
▫️Telegram: https://t.me/aromo_ru
▫️Twitter: https://twitter.com/aromo_ru
▫️Одноклассники: https://ok.ru/aromo.ru