Найти тему

Самый загадочный художник Возрождения: откуда в Вероне взялись монголо-татары?

Оглавление

Продолжим разговор о самых странных художников. Им еще часто дают такую характеристику - "он опередил свое время".

И сегодня речь об итальянском художнике эпохи Возрождения Пизанелло.

Антонио Пизано (1395-1455) родился в Пизе, но всю свою жизнь провел на севере Италии. Он работал в Вероне, Ферраре, Мантуи, Милане, Римини. Только в последние годы он перебрался в Неаполь. Прозвище Пизанелло он получил, как полагают, из-за небольшого роста.

Его заказчиками были аристократические фамилии, требовавшие всего самого элегантного и изысканного.

В его работах находят элементы поздней итальянской готики.

Мадонна с перепелкой

Первая работа Пизанелло - Мадонна с перепелкой (куропаткой). Конечно, 100% гарантии, что именно Пизанелло был автором нет, но искусствоведы утверждают это с большой долей вероятности.

Пизанелло особенно хорошо давалось изображение птиц и животных. В Лувре сохранился альбом с его графическими рисунками.
Пизанелло особенно хорошо давалось изображение птиц и животных. В Лувре сохранился альбом с его графическими рисунками.

Можно придраться к слишком длинным пальцам Марии и в целом вытянутому телу. Но, при этом, стоит обратить внимание на этот нежный жест руками, цветочно-растительный фон, - райские кущи, в которых поют птицы и распускают необыкновенные цветы.

С этой иконой связана удивительная история. 20 ноября 2015 года ее похитили из музея Кастельвеккьо в Вероне. Помимо работы Пизанелло, преступники выкрали пять картин Тинторетто, произведения Корото, Якопо Беллини, Мантеньи, фломандского художника Рубенса и голландского живописца Ханса де Йоде. Всего было украдено 17 картин общей стоимостью 60 млн долларов. По другим оценкам, 16 млн долларов.

Преступление окрестили «кражей века».

Версий выдвигалось множество. Особенно популярны были две: первая - заказчиком похищения был частный коллекционер, а вторая - за преступлением стоят сотрудники музея.

После просмотра 4 тысяч часов видеозаписей полиция все-таки установила преступников. Оказалось, что 19 ноября трое мужчин проникли в музей в момент закрытия, но до того, как была включена сигнализация. Один из них нейтрализовал кассира и охранника, а двое других снимали картины и вынимали их из рам.

Следователи арестовали не менее 12 человек, замешанных в краже. Но картины так и не нашли.

В мае 2016 года пограничники и сотрудники прокуратуры Украины обнаружили на острове Турунчук в Одесской области 17 похищенных картин. Работы должны были переправить контрабандой в Молдавию.

-2

Благовещение

До наших дней дошло совсем немного произведений Пизанелло. Самыми знаменитыми стали две фрески. Обе располагаются в Вероне.

Первая - «Благовещение» - находится в церкви Сан Фермо Маджоре. Ее Пизанелло написал, когда ему исполнилось едва 30 лет.

Отыскать ее в ярком и богатом на фрески храме очень сложно. При неспешном осмотре я потратила почти 40 минут перед тем, как добралась до «Благовещения». Она располагается фактически рядом с центральным входом, слева (который, разумеется, закрыт - пускают только через монастырский двор).

Ее цвета спокойны. Ангел угадывается уже с трудом. На протяжении многих лет фреска страдала от воды, которая проливалась с крыши по стене. Но хорошо сохранилась голова архангела Михаила со слегка девичьими чертами. Но в его замершей фигуре, склонившейся перед Девой Марией, чувствуется стремительное движение.

Святой Георгий и принцесса

Вторая - «Святой Георгий и принцесса» - находится в церкви Санта Анастазия. Фреска помещена очень высоко над аркой и разглядеть ее очень трудно. Тут лучше запастись биноклем (без шуток).

На ней рыцарь (Святой Георгий) прощается с принцессой Трабзон перед тем, как отправиться на бой с морским драконом. Эта работа полна аллегорий и загадок, которые до сих пор остаются неразгаданными.

Например, к чему изображены виселицы на заднем плане.

Или, почему Пизанелло изобразил воинов, среди которых затесался татарин.

Цвета фрески блеклые, приближенные к гризайли. Проблескивает лишь золото и красные крыши домов в фантастическом городе на заднем плане.

На этой фреске Пизанелло отходит от традиционных канонов готики. Он свободно растравляет персонажей в пространстве - ставит коня и вовсе задом к зрителю, а рыцарь предстает уже занесшим ногу в стремя. К слову, изображение животных давалось художнику особенно хорошо.