Когда школьник приносит домой только пятерки, завоевывает кубки и медали, родители гордятся умным отпрыском, а учительница счастлива, что есть кем похвастаться в учительской. Первый ученик в классе, звезда коллектива! Рассказываем, чем это может обернуться и почему лучшее враг хорошего.
Синдром? Нет, не слышали
К психологам редко приводят детей с комплексом отличника. Чаще родители, наоборот, прикладывают все усилия, чтобы заставить ребенка пойти в школу, вытянуть на четверки и заполнить пробелы, уговорить пойти к репетитору в субботу. Отличников таким детям ставят в пример, а их родителям завидуют и недоумевают – как у них получается заставлять ребенка учиться? А если он учится сам, так это вообще нонсенс и нормальный ребенок, родителям которого очень повезло.
Однако всё не так просто. Синдром отличника тоже существует в психологической практике. Только его приносят с собой чаще всего взрослые дяди и тёти, давно закончившие школу. Амбициозные и успешные в школе, они быстро начинали зависеть от одобрения окружающих – медалей и грамот, похвал учителя и родителей. Синдром отличника не позволяет ему ошибиться и зацикливает на оценках, без наслаждения от освоения новых знаний.
Все мы родом из детства
В начальной школе 90% класса – отличники, и многие дети, заработавшие в это время репутацию отличника, не могут годами от неё избавиться. А ведь пятерки по чистописанию и арифметике начинают диктовать их стиль жизни. «Как ты можешь бегать по коридору? Ты же отличник!», «Ты же отличница, тебе нельзя драться!». И, ребенок, не желая откланяться от траектории успешности не бегает, не дерется и так далее. Тяга к одобрению может быть вызвана несколькими причинами.
Самой старой и самой страшной причиной может быть страх физического и морального наказания, когда в младших классах за каждую тройку и четверку ребенок получал домашний скандал или ремень. Смысл понимания нового материала от него ушел, зато получение определенной цифры в дневник – остался.
Другой причиной может быть отсутствие любого внимания, любви и заботы со стороны родителей, если они не заслужены хорошей оценкой со стороны ребенка. Детям и маленьким, и большим, от родителей необходима безусловная ласка и внимание, не зависящие от успеваемости. Но если любовь мамы получается купить только пятеркой – ребенок пойдёт на это.
Близкая к этому третья причина кроется в завышенных требованиях и ожиданиях со стороны родителей. Такой может быть, когда в семье, где хотели вырастить будущего Менделеева, растет будущий Моцарт. У ребенка может не быть тех способностей, которые есть у его родителей. Родители не всегда могут быть в состоянии с этим смириться, а ребенку приходится приносить пятерки по тем предметам, которые он не понимает и не хочет исследовать.
Как определить синдром отличника
Не у всех отличников – синдром отличника. Но обладателей последнего можно узнать по трем симптомам.
Ребенок с синдромом отличника не представляет, что будет, если его прилюдно высмеют или унизят. Самооценка ребенка, его мнение о себе, чрезмерно зависят от мнения окружающих, легко теряют уверенность в себе и неспособны к адекватному восприятию критики, зато переисполняются уверенностью от похвалы.
Кроме того, стоит помнить, ребенок с этим синдромом учится не ради знаний, а ради пятерок. Поэтому далеко не все они могут быть заработаны честным путем. Не всем отличника младшей школы удается оставаться такими же в старшей школе. А когда репутация «отличника» начинает давить, в ход идут любые средства.
Самый большой страх ребенка с синдромом отличника – чего-то не знать. Им неведома истина Сократа о том, что мы знаем только то, что почти ничего не знаем. Зато двойка за работу, незнание ответа на вопрос – самый страшный сон такого ребенка. Он не может извлечь урок из ошибки, ведь она для него – конец света. И четверка вместо пятерки за урок для него означает метлу и швабру в качестве профессиональных инструментов.
Как бороться с синдромом?
Синдром отличника может гарантировать пятерки в школе, но вместе с тем приносит множество проблем во взрослом мире, где «пятерок» уже не ставят. Поэтому важно помочь ребенку преодолеть этот комплекс. Для этого необходимо проявлять любовь к ребенку вне зависимости от оценок, обнимать и целовать каждый день, а не когда он сдал экзамен на пять. Важно поддерживать ребенка, если вместо пять получилась три или четыре, а не отвергать ребенка из-за ошибок.
Лучше лишний раз похвалить, чем поругать. Самое главное – напомнить себе и ребенку, что важны не пятерки, а знания, которые получает ребенок в школе и которые пригодятся ему в будущем. Сместите фокус важности с учебы на простые радости жизни и ощущение счастья.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Дети и внуки ярых чиновников-патриотов, которые давно живут за границей
✅ 7 знаменитых вундеркиндов СССР. Что с ними стало?
✅ Устал фейспалмить от трешака или ТОП-10 слов из лексикона нового поколения