Найти тему
Smapse News: Образование и наука

«Онлайн для школы стал костылем, но не в этом будущее школьного образования» - ректор ВШЭ о дистанционном обучении.

Оглавление

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в докладе «Цифровые технологии: от эволюции к революции» на конференции Яндекса рассказал о том, какие уроки должна вынести российская система образования из вынужденной самоизоляции.

Школе нужен не дистант, а цифра

Свой доклад ректор начал с «очень древней темы, похожей на сегодняшнюю». Он говорил о том, что много тысячелетий назад люди перешли от охоты и собирательства к культивированию растений и разведению животных. Переход этот был вынужденным и, произошел, возможно в связи с изменением климата на планете. По словам Ярослава Кузьминова, сегодняшняя ситуация, как и произошедшая сотни тысяч лет назад, должна стать поворотной для образования.

В частности ректор ВШЭ подразумевал цифровизацию системы школьного обучения. Ясно, что дистанционное обучение в школе - вынужденная мера, и оно стало костылём для образования, а не шагом в будущее. Школе и детям нужен не дистант, а цифра, цифровые инструменты образования. Школе всё равно остается необходимым живое общение. Ректор ВШЭ подчеркнул, что даже в вузе стараются сохранить режим офлайн для первокурсников.

Выводы из дистанционного обучения

До пандемии, 80% школьных учителей и чуть более 60% преподавателей вузов не пользовались цифровыми технологиями в классах и аудиториях, обучая, как привыкли, мелком и указкой. Тем временем персональные компьютеры были не более чем у 75% российских семей.

В период пандемии наиболее уязвимыми с точки зрения цифрового неравенства показали себя дети из многодетных и малообеспеченных семей, а это примерно 20% российских школьников. Они просто не имели технической возможности посещать уроки в Zoom и других платформах.

В целом, среднероссийские показатели доступности интернета оказались ниже мирового уровня, что можно объяснить большим количеством труднодоступных территорий. Для людей нередко становится проблемой высокая стоимость подключения к сети, и в отдельных регионах доля таких граждан составляет до 40%. Почти половина школ имеют доступ к интернету со скоростью не выше 2 Мбит/с, что означает недоступность качественного звука и видео, которые необходимы для эффективного проведения урока. Не менее большой проблемой стала недостаточная цифровая компетентность и методическая и психологическая подготовленность педагогов.

Что значит «цифра для школы»

С точки зрения ректора ВШЭ, это симуляторы технологий, которые позволяют найти таланты людей, демонстрируемые в искусстве, спорте, науке и других отраслях. Также это связано с образовательными играми, заменяющими скучного учителя с «говорящей головой», и интерактивными задачниками, облегчающими учителю проверку домашних заданий.

Другими словами, по мнению Ярослава Кузьминова, цифровые технологии должны помочь в преодолении издержек классно-урочной системы. Тем не менее, на данный момент в стране наблюдается дефицит интерактивных пособий, разработанных программ онлайн-обучения для школьников и так далее. «Учебники эти надо писать, а на данный момент мало кто предъявляет платежеспособный спрос на это» - подчеркивает ректор ВШЭ.

Нужно понять, что цифровые технологии – это не робот, который заменит учителя и будет обучать детей через экран. Ярослав Кузьминов отметил четыре элемента, составляющие цифру и в которые нужно инвестировать. Это увлекательное предоставление материала, эффективная обработка выполнения, контроль и коррекция домашнего задания.

Вместе с тем, было отмечено, что если для школ дистант не стал шагом в будущее, то для университетов – именно им и стал. Однако 40% вузов до пандемии имели низкую производительность каналов доступа к интернету, а лишь 11% образовательных программ реализовывались с применением дистанционных образовательных технологий.

Тем не менее, отмечает ректор ВШЭ, в целом можно сказать, что система высшего образования справилась со стресс-тестом. Почти все вузы продемонстрировали готовность мобилизоваться и работать в новом режиме. Осознание этих новых возможностей и вынужденных технологических ограничений высшего образования дают шанс на следующий шаг российского образования в целях повышения своей конкурентоспособности.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Дети и внуки ярых чиновников-патриотов, которые давно живут за границей

7 знаменитых вундеркиндов СССР. Что с ними стало?

Устал фейспалмить от трешака или ТОП-10 слов из лексикона нового поколения