В школьной программе найдется множество произведений, однако менее серьезных и менее важных там нет. Тем не менее Нелли Цымбаленко, учитель русского языка и литературы, включает в неё дополнительные произведения, такие как «Роман с кокаином» Михаила Агеева, и обосновывает это.
Консерватизм в литературе недопустим
Нелли Цымбаленко отмечает, что консерватизм в литературе недопустим. Литература призвана отражать душевные искания и стремления людей, показывать им лучшие и худшие варианты развития событий, открывать новый взгляд на знакомые вещи. Однако, если говорить о школьной программе по литературе, которая не менялась годами, она устарела окончательно и бесповоротно, если вообще изначально была органичной и уместной. Преподавательский опыт Нелли составляет уже шесть лет, и она догадывается, что ненависть школьников к предмету связана не только с преподавательскими навыками учителя.
Пушкин тоже нужен
Ненависть к предмету обучения у детей возникает в связи с тотальным непониманием того, что и зачем они учат. И для двенадцатилетних детей, только-только перешедших в шестой класс, могут быть неясны плотско-платонические искания вирш Пушкина, опубликованные в учебнике и обязательные к заучиванию. Туманное «потом поймете» и «в будущем пригодится» детям ничего не говорит и вызывает лишь желание поскорее отчитать у доски и забыть всё то, что написал великий поэт. Да и громоздкие романы Толстого и Достоевского именно от этого и вызывают кривую гримасу на лицах старшеклассников. Никто не умаляет значение классики в школьной программе, однако старшеклассники без проблем найдут аналоги не менее эмоциональные и содержательные для себя.
Замечательное же стихотворение Пушкина «Певец», которое должен выучить и проанализировать каждый шестиклассник, вряд ли вспомнит сейчас дословно любой родитель. Учитель может прекрасно объяснить детям значение всех эстетических и философских ценностей, рассказать все про образ певца и поэта, его вкрадчивость и возвышенность, о причинах его печали и слез, однако интереса всё это у детей не вызовет, хотя они и поймут о чем писал Пушкин.
Наперекор программе
Нелли Цымбаренко ни в коем случае не умаляет значимость и ценность русской классики для школьной программы, она любит и Толстого, и Достоевского, и Пушкина, однако она замечает, что всё это совсем не интересно детям. Конечно, талантливый учитель может интересно подобрать материал, поднять необычные вопросы, но тем не менее Нелли включает в программу книги, которых там и в помине нет.
Примером такой книги можно назвать «Роман с кокаином» Михаила Агеева. Роман небольшой, однако Нелли Цымбаленко находит его важным и необходимым для учеников старших классов. В романе повествуется об эмоциональной и чувственной истории гимназиста Вадима Масленникова. Сомневающийся, любящий, подлый, честный, он запутывается в самом себе в конце концов, и потому его история становится близка и интересна формирующимся юношеским умам.
Школьникам важно, а главное – интересно, видеть со стороны возраст становления интересов, первых влечений. Взаимоотношения гимназистов в романе – сложные и бурные, так сильно похожие на те, в которых ежедневно находятся сами юные читатели. Стремление выбиться в первые ученики по всем предметам и отстоять свою точку зрения – всё это близко каждому подростку и будет крайне полезно увидеть со стороны.
Почему подростки стремятся к тем или иным вершинам? Что ими движет и какие цели они преследуют? Всё это заставит подростка задуматься о том, какие цели может преследовать в своей школьной жизни сам школьник. А взаимоотношения гимназистов и учителей, первые попытки оспаривать последних? Каждый подросток подтвердит, что тема острая и важная для него.
Пример перед глазами
Для подростка нет ничего более отрезвляющего перед глазами, чем пример молодого человека, обладающего крепким умом, как и они, но отчего-то выбравшего не самый лучший путь. Сквозь призму этого романа ребята могут взглянуть на то, как они сами выстраивают свои взаимоотношения с людьми. Вадим Масленников, главные герой книги, способный как к сочувствию, так и откровенному предательству, вызывает множество сложных для подрастающего поколения вопросов, которые самое время обсудить в старших классах. Эти вопросы связаны с тем, кем сейчас считает себя подросток и какие цели он перед собой ставит.
Конечно, мало кто в семнадцать лет может знать наперед всю свою жизнь, но важно подумать о том, что мы делаем каждый день и каких целей пытаемся добиться, отдавая себе отчет в том, что скажется на нас пагубно, а что будет развивать.
Никто не призывает к свержению морали. Напротив, в литературе найдется множество книг, которые незаслуженно отвергнуты, но которые заставляют задуматься и очистить душу. Одной из таких книг как раз можно назвать «Роман с кокаином». Нелли находит, что эта книга оказывает сильное катарсическое воздействие, способное очистить, возвысить и укрепить. А не в этом ли нуждается подрастающее поколение?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Дети и внуки ярых чиновников-патриотов, которые давно живут за границей
✅ 7 знаменитых вундеркиндов СССР. Что с ними стало?
✅ Устал фейспалмить от трешака или ТОП-10 слов из лексикона нового поколения