В XIX веке в Российской империи происходил расцвет образования: открывались гимназии, где преподавали выпускники российских и зарубежных вузов. Чем учителя Гоголя, Достоевского и Бунина отличались от современных – рассказываем в статье.
Работа в нескольких учреждениях
Образовательная система XIX состояла из университетов, гимназий, уездных и приходских училищ. Дети крестьян могли осваивать годичный курс училища на протяжении нескольких лет. После 1860-го года многие учебные заведения преобразовали в земские школы, а после 1917-года - в школы первой ступени.
Уездные училища были созданы для детей местных купцов, ремесленников, зажиточных крестьян и других горожан. Иногда, в городах и столицах открывалось несколько крупных училищ. Мальчики и девочки учились раздельно, а трехлетний курс обучения был бесплатным.
В гимназиях могли учиться только дети дворян и чиновников. Гимназии открывали в губернских городах и обучение в них было платным. Обучение длилось 7 лет, однако после домашнего образования можно было поступить сразу во 2-й, 3-й или 4-й класс. В 1-й класс брали после вступительных испытаний с десяти лет, а в 3-4-й – с двенадцати лет.
Таким образом, в связи с разнообразием учебных заведений учитель часто совмещал работу в училище и гимназии или нескольких гимназиях. Отдельного учителя для училищ или учителя для гимназий не существовало.
Самые образованные в стране
В конце XIX века грамотными были менее 20% жителей России, а высшее образование получал 1 человек на 4 000, и самыми образованными людьми страны были учителя историко-философских и физико-математических факультетов.
С конца 1860-х стали открываться учительские семинарии, где дети зажиточных крестьян и мещан могли стать преподавателями начальных училищ. Программа обучения включала широкий круг дисциплин: закон божий, педагогика, история, арифметика, геометрия, черчение, землемерие, церковнославянский и русский языки, география, природоведение, гимнастика и пение.
Получение опыта работы в школе с первого курса
После реформ второй половины XIX века в России стали создаваться учительские курсы и институты. Обучение в таком институте длилось три года, а преподавали в основном русский язык и арифметику. Педагогике отводилось два часа в неделю. Первокурсники уже получали свой первый педагогический опыт, дежуря в коридорах школ на переменах, а второкурсники посещали уроки учителей. С третьего курса студенты уже могли вести занятия самостоятельно.
Прохождение испытания на право быть учителем
До введения дипломов и итоговых экзаменов, чтобы стать учителем, требовалось иметь аттестат университета и окончить особый педагогический курс. Тем не менее, к преподаванию французского и немецкого допускались даже студенты, если они прошли испытания для учителей и достаточно знали русский язык. С 1871-го года отменили обязательное прохождение педагогического курса, а директор мог назначить учителей пения и гимнастики по своему усмотрению.
Запирание учеников в классах
Для воспитания учеников учителя могли пользоваться не только двойками и вызовами родителей в школу. В арсенал учителя входило: выговор, пристыжение, «лишение высшего места в классе», «выставление имени виновного ученика на чёрной доске». За особенно тяжкие нарушения дисциплины учитель мог запереть ученика в пустом классе, предварительно уведомив родителей. Высшей мерой наказания в младшей школе были розги, а вот ученика старших классов могли и исключить.
Посвящение себя школе
Учителя прошлого не просто выполняли свою работу, каждый день ведя уроки в школах, они выполняли миссию просвещения. При этом учитель Петербургской гимназии на своё жалование мог содержать жену и семерых детей, а вот его коллега из сельской местности этого позволить себе не мог.
Да наших дней дошли данные о 36 учителях из Первой гимназии Санкт-Петербурга. Они составляли в среднем треть коллектива. Пятеро из них довольно рано уволилось, одиннадцать остались неженатыми, пока работали, семеро женились лишь к 25 годам, что считалось достаточно поздним браком, а шестеро обзавелись семьей только после 30 лет.
Разница заработка
Чем беднее было поселение, тем хуже жилось и учителю. В столице учителя со стажем зарабатывали в четыре раза больше, чем в губерниях. В самых захудалых деревнях педагоги начальных школ получали в шестнадцать раз меньше, чем учителя московских и петербургских гимназий.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Дети и внуки ярых чиновников-патриотов, которые давно живут за границей
✅ 7 знаменитых вундеркиндов СССР. Что с ними стало?
✅ Устал фейспалмить от трешака или ТОП-10 слов из лексикона нового поколения