Почему полной отмены платы до сих пор нет и кто в этом виноват??
Как перегоняют трафик
Для начала стоит понять, кто отвечает за роуминг. У России и Белоруссии 12 международных стыков. Со стороны РФ за них отвечают мобильные и кабельные операторы, в РБ два "уполномоченных оператора".
Если вы думаете, что Ростелеком «жадный и ужасный», то вам стоит узнать о его белорусских братьях, которые соревнуются между собой за транзит трафика.
Белтелеком – почти точная копия Ростелекома. Огромный провайдер, с магистральной инфраструктурой, который сдает в аренду все, что у него есть, а еще гоняет транзитный трафик за большие деньги.
НЦОТ принадлежит Оперативно-аналитическому центру РБ. На нем висит синхронизация и коммутация всех данных в стране.
Помимо регулировки трафика, НЦОТ принадлежит республиканская компания-оператор LTE – BeCloud, у которого все мобильные операторы вынуждены брать инфраструктуру в аренду.
Запомните этих игроков – они главные в этом представлении.
Как выглядели планы отмены
История об отмене роуминга началась еще в 2017 году. Собрал Высший Госсовет Союзного государства белорусский Минсвязи и российский Минцифры, да давай думать, как бы тут сделать, как в ЕС. Два года думали. К началу 2019 года сподобились на «дорожную карту». По планам должны были утвердить карту в июле, а к сентябрю согласовать симметричные тарифы интерконнекта по обмену трафиком и снижать их в 4 этапа:
- 1 этап – согласовать ставки интерконнекта (июль 19)
- ·2 этап – провести переговоры о снижении ставок (сентябрь 19)
- ·3 этап – выставить максимальную планку интерконнекта (ноябрь 19)
- ·4 этап – отменить роуминг (декабрь 2020)
Ставка за полгода должна была снизиться с $0,19 до $0,015.
По итогу дело затянули еще на полгода, а в последней версии «дорожной карты» полной отмены роуминга даже не значится – есть отмена платы за входящие вызовы.
Что не понравилось белорусам
Как уже упоминалось, транзит за бешенные деньги – одна из основных статей доходности великой ИТ-державы. Но у белорусов нет нормальных систем контроля трафика. Оборудование физически делит трафик на дешевый и дорогой канал, но отслеживать его внутри не получается. «Старшему брату» они не доверяют и думают, что Россия будет подмешивать трафик – родня родней, а бизнес есть бизнес. В результате договорились сверять показатели «счетчиков» на постоянной основе, обмениваясь отчетами в виде файлов.
Помимо этого, количество звонков и абонентов между двумя странами сильно разнится. Беларусь при равных тарифах должна платить России по итогу примерно в 5 раз больше. Понимая это, белорусская сторона заморозила реализацию проекта на полгода и пыталась сделать ставки интерконнекта асимметричными. Сейчас цена отличается почти в 2 раза.
Спустя уйму времени мы получили с вами только снижение цен, вместо отмены. До конца года Белтелеком и НЦОТ будет пристально следить за российскими операторами, чтобы те не подмешивали дорогой трафик вместо дешевого, а потом за полгода должны решить, когда перестать брать плату за входящие.