Найти тему
Максим Сюкосев

Ростов Великий, Ростов Великолепный

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

В Ростове Великом мы были всего несколько часов проездом из Москвы в Ярославль. Стоит этот ладно скроенный красавец на берегу сказочного озера с волнующим и таинственным названием «Неро», больше подходящим для какой-нибудь эльфийской, но никак не российской карты. Любителям эффектных фотографий подскажу, что лучшие виды Ростова можно снять именно с противоположного берега Неро, особенно рано утром, когда над водой клубится крепко сбитый, словно жирные сливки, туман. Вот только у меня-то таких снимков, по понятным причинам, не будет. Кстати, некоторые исследователи считают, что именно Неро скрыло под своими водами легендарный град Китеж. Также Неро населено русалками и жар-рыбами, пылающими под водой так же как жар-птицы на земле. А если вы всего этого во время поездки в Ростов не видели, значит вам просто не повезло. Церковь Николая Чудотворца на Подозерье

Когда начинаешь интересоваться Ростовом более-менее серьезно, из глубин истории, словно со дна легендарного озера, всплывает огромный пласт не очень хорошо нам известной дохристианской культуры. Ведь основан Ростов был фино-угорским племенем меря. И хотя в летописи город впервые упоминается в 862 г., тут любому понятно, что определенное количество лет наш красавчик себе без зазрения совести скостил.Столица мерян, стоявшая в этом месте в VII-XIII вв., называлась Сарским городищем. Знающие люди до сих пор могут показать место в излучине реки Сары в 15 км к югу от современного Ростова, где стоял это город. Меря были язычниками, поклонялись священным рощам и священным синим камням. Один такой камень по сей день можно увидеть на берегу Плещеева озера, куда он попал с Ярилиной плеши, переименованной ныне в честь Александра Невского в Александровскую гору и считающуюся одним из российских «мест силы». Камни эти в дождь меняют свой цвет с серого на синий. Такого же цвета, согласно фино-карельской мифологии, была накидка Укко, верховного божества-громовержца, повелителя грозы, хозяина неба и дождей. Бесстрастная же наука говорит, что цвет священных камней меняется из-за того, что в дождь происходит преломление и отражение света от поверхности биотита и кварца, из которых состоят такие камни. Версия про то, что сам Укко-громовержец в дождь накрывает эти камни своей накидкой, лично мне нравится больше. Что касается того, скрыто ли в этих камнях какое-то волшебство или нет, решайте сами. Однако есть достоверные сведения, что в 1788 г. камень с Плещеева озера решили положить в фундамент строящейся церкви. Однако телега с камнем ушла под лед озера примерно на 1,5 м, а через 70 лет 12-тонный камень «всплыл» на берег немного севернее мест своего «утопления». Фото из Интернета: http://surfingbird.ru/surf/sin-kamen--i02xF4417

Вот на этом сайте я вычитала, что именно меря изобрели «русскую» печь, делали прекрасные повозки-таратайки, умели варить ржаное пиво, брагу и медовуху «пуре», память о которой хранится в странных для русского уха названиям деревни Пурешки, села Пурех и реки Пурешок. Даже происхождение названия Москва трактуется здесь как производное от мерянского «моска» — конопля, что, конечно, весьма спорно, но так много делает понятным в жизни моего родного города. Митрополичий сад

Удивительно, что несколько веков здесь вполне мирно уживались сразу два города, два мир, две параллельные реальности и два совершенно разных взгляда на жизнь. Меряне-язычники жили в своем Сарском городище, а параллельно рос княжеский христианский Ростов. Даже в XII в. в Ростове всё еще существовали два конца — Чудской с языческими капищами и Русский с христианскими церквями. Однако вернемся в современный Ростов. Количество его жителей исчисляется смешной для Москвы цифрой в тридцать одну тысячу человек. Что интересно, зовутся обитатели Ростова ростовцами, а вовсе не ростовчанами, которые живут на Дону. Говорят ростовцы с замечательным окающим говором, а свою знаменитую финифть «ударяют» на первый слов, от чего получается это слово особенно красивым. На 31 000 ростовцев приходится целых 326 памятников, треть из которых входит в перечень памятников федерального значения. Поэтому приехать сюда лучше как минимум на все выходные. Мы же проскочили этот чудесный городок «по касательной», успев посмотреть только Кремль и немного покататься по улочкам вокруг. Вид с Водяной башни: Соборная площадь, Церковь Рождества Христова, Успенский собор, звонница

Улочки на меня произвели самое хорошее впечатление – чистенькие, симпатичные, уютные, с крепкими купеческими домами в нарядных наличниках. Этакий удивительно опрятный, зеленый уездный город с роскошными торговыми рядами и яркими вывесками. А торговые ряды, между прочим, до сих пор исправно служат городу по прямому назначению. Церковь Спаса на Торгу и Торговые ряды

Что касается Кремля, который на самом деле и не Кремль, то есть не крепость, а Митрополичий или Архиерейский Двор, то его я могу охарактеризовать эпитетом «великолепный». Красная палата

Кремль, безусловно, главный туристический объект Ростова. Удивительно, но когда в 1787 г. митрополит переехал в Ярославль, всю эту роскошь фактически забросили и лишь в 1883 г. здесь догадались открыть музей. Вход на территорию платный – 50 р. Для посещения отдельных памятников и выставок нужно покупать свои билеты или единый на все за 550 р. Мы при такой системе немного запутались и в итоге посмотрели следующее:— переходы по стенам кремля с видом на озеро Неро (интерьеры храмов Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на сенях), Белая палата («Музей церковных древностей»), Сени Белой палаты – 120 рублей. Этот билет советую купить обязательно. — смотровая площадка на Водяной башне — 120 рублей. Надо сходить! — музей финифти – 100 рублей. В обязательном порядке советовать не буду. В итоге «набор» взрослых билетов потянул на 390 рублей. Подробнее о том, что есть в Кремле и сколько стоит смотрите на Сайте Кремля План Кремля есть у меня в фотографиях.Церковь Одигитрии

Но даже при варианте «лайт» за 50 р. здесь можно увидеть много интересного. Основной ансамбль Кремля, который сохранился до нашего времени, относится к 1670-1683 гг. и сейчас разделен на три части: Архиерейский двор, Соборная площадь и Митрополичий сад. Кремль обнесен достаточно высокими, но «декоративными» стенами. Дополнительным украшением Архиерейского двора служит небольшой пруд с утками, которые с удовольствием примут в дар любое угощение. Осмотревшись на дворе, мы полезли на Водяную башню, чтобы как следует рассмотреть окрестности. Вон туда, на самый верх, где оборудована смотровая площадка. Водяная башня

Внутри сначала достаточно узкий проход, а потом несколько лестниц.Водная башня

Зато с площадки все окрестности видны как на ладони. Дальше отправились по стенам и переходам. Начали с настоящей жемчужины — церкви Спаса на Сенях. Построили это чудо в 1675 г. как домовую церковь архиереев. Тогда же церковь была расписана. Удивительно здесь все – восьмискатная крыша, вход через широкое гульбище, высоченный подклет, разделенное золотыми столбами и аркадой пространство внутри и, конечно, потрясающие росписи. Сюжеты росписей, естественно, библейские. В барабане – шесть архангелов с зерцалами и пророки со свитками пророчеств. На парусах – евангелисты. На сводах и в люнетах — основные евангельские события. Стены покрыты росписями в шесть неодинаковых ярусов, на которых рассказывается о земной жизни Христа и изображены различные библейские притчи. На двух верхних яруса расположился цикл Страстей Христовых. Нижний ярус росписей выполнен в виде затейливых цветочных орнаментов. На восточной стене помещен иконостас. Всю западную стену занимает великолепная роспись Страшный суд. Неподготовленному человеку трудно прочесть все, зашифрованные в этой росписи смыслы, поэтому перед поездкой лучше почитать что-то самостоятельно, или найти хорошего экскурсовода, потому что на самом деле на стене ростовской церкви изображена удивительная история, в которой смешались в единый сюжет самые разные персонажи, народы, символы и даже зашифрована история опального патриарха Никона. И чтобы всё это прочитать, неплохо было бы, чтобы кто-то рассказал, почему здесь и люди в голландских костюмах, и в тюрбанах, и в белых саванах, почему часть персонажей изображена с голубой кожей, а также помог разобрать множество других тайных шифров. Церковь Спаса на Сенях

Вообще на стенах этой церкви много удивительного. Посмотрите, хотя бы, вот на этого русского князя, сидящего по-турецки в великолепных доспехах и роскошных шальварах у ног Христа. Продолжается экскурсия по стенам в церкви Иоанна Богослова. Она была построена в 1683 г. и стала блестящим завершением кремлевского ансамбля. Специалисты называют её самым совершенным архитектурным творением Ростова, в чьем облике воплотились стройные силуэты, безукоризненные пропорции, изящная обработка фасадов и совершенные внутренние росписи.Внутри эта церковь и все, ведущие к ней галереи, полностью покрыты фресками. Краски у них сочные и яркие, сюжеты затейливые. За свою историю этот великолепный храм очень сильно страдал и от людей, и от стихии. Он перенес несколько пожаров, несколько раз страдал от ураганов, уже в конце XVIII в. был оставлен без богослужений и использовался под винные и соляные склады. В 1807 г. церковь по решению Синода и вовсе решили разобрать и храм сохранился только благодаря усилиям городской общины. К счастью, сейчас эту церковь полностью отреставрировал, восстановили многоскатное покрытие крыши и первоначальную форму фланкирующих башен, заложили проломные ворота в западной кремлевской стене и открыты проемы ворот под церковью. Об истории реставрации Ростовского Кремля рассказывает экспозиция, устроенная прямо в галереях. Но для нас это место, прежде всего, связано со знаменитым фильмом «Иван Васильевич меняет профессию. Ведь именно в этих нишах скрывался от преследователей и.о. царя товарищ Бунша. А по эти переходам бежал Милославский. Кстати, отсюда открывается шикарный вид на Митрополичий двор и Красные палаты. Дальше мы пройдем над Святыми воротами, соединяющими Митрополичий и Соборный дворы. Здесь с 1670 года стоит церковь Воскресения. К ней также ведет галерея с фресками и удивительная разноцветная дверь. Внутри церковь также полностью покрыта росписями XVII в.

На улицу мы выйдем через Белую столовую палату, построено 1675 г. Сейчас здесь Музей церковных древностей и выставка "Русский быт и русские напитки". В экспозиции можно посмотреть обстановку XVII в., столовую утварь и удивительную резьбу по дереву. Резьба заслуживает особого внимание. Посмотрите на эти лукавые, хитрые лица. Они много говорят о ростовском характере. Не даром даже, пожалуй самый знаменитый уроженец Ростова, Алеша Попович, прославился больше не силой и удалью, а смекалкой, хитростью, хвастовством да лукавством, которые, впрочем, и сделали его одним из главных былинных русских героев. Вот и эти лица не так просты. Тут и хитринка, и лукавство, и недоверие. Даром, что нимбы над головами. А еще в музее есть потрясающая статуя сына Божьего, который просто по-человечески устал. Напоследок нам остался Музей финифти. Помысел этот существует только в Ростове. Кроме музея в Кремле, есть также музей собственно при фабрике, но туда мы не доехали. Что касается кремлевского музея, то экспозиция там, конечно, достойная, но я такие музеи просто не люблю, как, впрочем, и саму финифть. Кроме этого фотографии у меня там не получились, поэтому, решая вопрос о том, идти сюда или нет, на меня не ориентируйтесь. Вот и все. Теперь остается только зайти в сувенирный магазинчик, расположенный в Доме на погребах. Здесь же находится кафе и гостиница. Дом на погребах