Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Что было разрешено в советском кино, но запрещено в Голливуде. Небольшой исторический экскурс

С 1934-го по 1967-й год в Голливуде действовал так называемый Кодекс Хейса. Он представлял собой свод негласных, но обязательных к выполнению правил, регламентирующих что показывать на киноэкране можно, а что нельзя. Стоит отметить, что кодекс распространялся только на ту продукцию, которая демонстрировалась на экранах кинотеатров, принадлежащих "Американской ассоциации кинокомпаний". Это означало, что снимать "неприличное кино" было можно, но вот коммерчески показывать его на экранах кинотеатров - нет. Нельзя сказать, что кодекс означал полный запрет, так как такие кинохудожники как Кеннет Энгер и Джеймс Бротон, а также независимые режиссеры, например, Эд Вуд или Расс Мейер, снимали ломающие табу кино, когда кодекс еще действовал. Правда, посмотреть его можно было в очень ограниченном числе кинозалов.

Кадр из фильма Эда Вуда "Глен или Гленда" - одного из первых американских фильмов о лице неопределившейся гендерной принадлежности.
Кадр из фильма Эда Вуда "Глен или Гленда" - одного из первых американских фильмов о лице неопределившейся гендерной принадлежности.

Кроме того, многие шедевры Золотого Века Голливуда были сняты именно на сопротивлении кодексу Хейса. Кто знает, не будь этого пресловутого документа и голливудских чисток конца 40-х - 50-х появилось бы такое явление, как фильм-нуар. Мартин Скорсезе в своей "Истории американского кино" даже ввел для определенной категории режиссеров специальный термин - "контрабандист". То есть человек, намеренно протаскивающий в свой фильм нежелательные смыслы, пользуясь навыками эзопоречия.

Ситуация в Голливуде частично напоминала цензуру в Советском кино, которая также вошла в силу в середине 30-х. Еще в 1930-м в "Земле" Александра Довженко появлялась обнаженная женская натура, а в "Третьей Мещанской" Абрама Роом иронически обыгрывалась тема "брака втроем". Объединяющим моментом советского и голливудского кино 30-х и 60-х являлось отсутствие возрастных рейтингов. Если фильм выходил в широкий прокат, то его в независимости от жанровой принадлежности можно было смотреть всем, в том числе и детям. Иными словами, речь не столько о политической, сколько о моральной цензуре. И в этом смысле советскому зрителю скорее повезло, чем нет. Так как в некоторых аспектах система была мягче кодекса Хейса.

3 вещи, которые были запрещены в Голливуде, но разрешены в Советском кино

Запрещение демонстрации на экране смешанных браков и метисов

Кадр из фильма "Цирк"
Кадр из фильма "Цирк"

Даже в 1967-м, когда кодекс Хейса доживал последние дни, фильм "Угадай, кто придет к обеду" оказался не в меру скандальным. В советском кино данная тема была не то, чтобы обыденной, но встречалась. Причем часто в пропагандистском ключе, как, например, в фильме "Цирк" (1936) с Любовью Орловой.

Высмеивание духовенства

Кадр из фильма "Счастье" Александра Медведкина
Кадр из фильма "Счастье" Александра Медведкина

Кодекс Хейса разрабатывался ультраконсервативными католиками, поэтому христианских священнослужителей, независимо от церкви или деноминации нельзя было делать комическими персонажами. В советском кино с этим никаких проблем не было. Тоже по вполне по понятным причинам. От "Счастья" (1934) Александра Медведкина до незабываемого образа отца Фёдора в "12 стульях". Правда, первая экранизация этого романа вышла позже рассматриваемого периода.

Демонстрация на экране сексуального насилия

Кадр из фильма "Летят журавли"
Кадр из фильма "Летят журавли"

С этим сложнее, так как и в голливудском кино эта тема поднималась. Например, в фильмах "Джонни Белинда" (1948) и "Оскорбление" (1950). Но в обоих случаях, режиссерам приходилась выкручиваться, пытаясь сказать то, что сказать нельзя. Сам факт того, что у них что-то получилось, говорит о недюжинном таланте постановщиков. В советском кино тема была тоже скорее нежелательной. Но одно яркое исключение всё же есть: в 1957-м году Михаил Калатазов снимает свой самый известный фильм "Летят журавли", содержащий сцену из-за которой в США фильм сочли символом морального разложения СССР.