В Узбекской ССР было всего одно полноценный оборонный завод – Ташкентское авиационное производственное объединение им. Чкалова (ТАПОиЧ) и несколько оборонных смежников. После распада СССР создать фактически на пустом месте оборонно-промышленный комплекс (ОПК) независимого Узбекистана было невозможно. Вся военная техника и вооружения закупались за рубежом, прежде всего в России. Но в 2017 году был создан Государственный комитет Республики Узбекистан по оборонной промышленности. Амбициозный тренд по созданию своего ОПК был заявлен, но его реализация до сих пор не началась.
В советские времена на ТАПОиЧ серийно производился тяжелый транспортный самолет Ил-76. После распада СССР предприятие продолжало работать Фирма «Ильюшин» и ТАПОиЧ смогли начать серийное строительство новой версии самолета, Ил-76МД. В начале девяностых ташкентские авиастроители построили и испытали пассажирский самолет Ил-114. Объединенная авиастроительная корпорация предложила правительству Узбекистана включить ТАПОиЧ в свой состав и получила положительный ответ. Но затем предприятие обанкротили, а производство Ил-76 перенесли на ульяновский завод «Авиастар-СП». В 2012 году ТАПОиЧ переименовали в Ташкентский механический завод. Таким образом Узбекистан потерял единственное оборонное предприятие.
Был еще завод «Миконд», который занимался производством радиодеталей в том числе и для военной продукции. В 1971 году «Миконд» освоил производство хрусталя, а в 1990 году начал изготавливать бытовые светильники. После распада СССР это стало его основной продукцией. «Миконд» был переименован в «Оникс.
На сегодняшний момент Госкомитет по оборонной промышленности Узбекистана управляет всего несколькими предприятиями.
Чирчикский авиационный ремонтный завод (ГП «ЧАРЗ»). Основан в мае 1944 года на базе эвакуированного в 1941 году ремонтного завода №84 из подмосковных Химок. Основной вид деятельности завода – капитальный ремонт вертолётов Ми-8/Ми-17, Ми-24 и их модификаций, капитальный ремонт самолётов Су-25, Як-52 и Ан-2, а также их модернизация. Основной цех завода площадью более 6000 кв.м позволяет одновременно размещать до десяти вертолетов Ми-8. Завод был на грани банкротства.
Научно-производственное объединение «Восток» (ГУП НПО «Восток»). Создано в 1971 году. Основная продукция в годы СССР: оборудование для монтажа печатных плат и вакуумного напыления; контрольно-измерительная аппаратура; кремниевые зеркала со встроенной системой охлаждения для технологических лазеров и телескопов.
С 1998 года предприятие перешло на производство патронов малого калибра (5,45x39, 7,62x39, 7,62x54, 9x18, 9x19), с проектной производственной мощностью 70 млн. патронов в год. В 2003 году ГУП НПО «Восток» переоснащен и модернизирован. Оборудование поставила французская компания CNPE Ingineering Defans. НПО было на грани банкротства. Но в первой половине 2020 года была запущена линия по производству патронов нового калибра.
Ахсикент. Совместное узбекско-турецкое предприятие по производству военной формы одежды. Начиная со второго квартала 2020 года предприятие вышло на полную мощность.
Kran va Maxsus Texnikalar. Предприятие по производству спецтехники. Разработало и производит легкобронированный автомобиль Tarlon (4×4). Автомобиль предназначен для огневой поддержки мобильных групп и блокпостов, боевого патрулирования, охраны войск и автотранспортных колонн и призван обеспечить защиту экипажа и десанта от пуль и взрывов.
Есть еще ряд мелких ремонтных баз и смежных предприятий, включенных в реализацию межотраслевых проектов: производство грузовых и специальных автомобилей на базе КамАЗ, радиооборудования военного назначения, индивидуальных средств защиты органов дыхания, индивидуальных рационов питания военнослужащих («сухих пайков») и другой продукции.
Модернизация – замена шасси реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град», полная реконструкция силового отделения танков Т-64, установка на БТР-70 дополнительной брони, кумулятивной решетки, нового дизельного двигателя и коробки передач.
Также по теме:
Военная промышленность Болгарии: подъем за счет ближневосточных войн
Военная промышленность Польши: реформы и утрата самостоятельности
Военная промышленность Таджикистана и Туркмении: почти ничего
Военная промышленность Молдавии: кое-что спасли
Военная промышленность Киргизии: всего пара заводов
Военная промышленность Литвы: размеры крайне невелики
Военная промышленность Латвии. Это формальность, но на государственном уровне
Военная промышленность Казахстана. Часть 2. Предприятия ОПК
Военная промышленность Казахстана. Часть 1. Собрать несобираемое
Истребители F-35 и система оружейной торговли США
Военная промышленность Эстонии. Многого от такого ОПК на Западе не ждут
Военная промышленность Армении. Возможности и амбиции
Военная промышленность Азербайджана. Нефтяные деньги и нереализованные амбиции
Военная промышленность Грузии. Соображения престижа и равнодушие коллективного Запада
Военная промышленность Белоруссии. Во что целит коллективный Запад
Военная промышленность Белоруссии. Во что целит коллективный Запад. Продолжение
Российские вертолетоносцы и военно-политическая целесообразность
Индийский авиарынок и российские истребители
Пандемия коронавируса и мировой военно-промышленный комплекс