Найти тему
Строительный мир

Крупные проекты Российской империи: Онежский канал

Оглавление

История создания Онежского и Ладожского каналов очень схожа, правда, первый остается в тени второго. И это не удивительно: во-первых, водный путь в обход Онежского озера в два раза короче; во-вторых, сооружали его столетием позже, когда возведение подобных гидротехнических сооружений стало делом обычным, и в-третьих, во время его строительства не происходило ничего экстраординарного, как это было в случае с Ладожским каналом.

© public domain (Прорытие Ладожского канала. Иллюстрация 1910 года)
© public domain (Прорытие Ладожского канала. Иллюстрация 1910 года)

Последний и вовсе стал на момент сдачи в эксплуатацию самым крупным среди аналогичных объектов во всей Европе. Правда, он быстро пришел в негодность и параллельно прокопали новый путь, который остается действующим и по сей день. Тем не менее и Онежский канал заслуживает нашего внимания как некогда важная составляющая Мариинской водной системы.

Первый этап строительства

Схожесть обоих проектов в том, что судоходство на соседних озерах было связано с рядом трудностей — встречи со штормовыми волнами были явлением нередким. Именно поэтому еще при Петре I приступили к строительству обходного маршрута на Ладоге. Аналогичный проект на Онежском озере был готов в первый год 19 столетия, но к работам тогда так и не приступили.

© groshev1971 / CC BY 3.0 (Онежское озеро)
© groshev1971 / CC BY 3.0 (Онежское озеро)

Ровно через десять лет под руководством полковника И. С. Леонтьева проект доработали, и он получил одобрение. Однако из-за войны с наполеоновской Францией реализацию идеи пришлось отложить, а инициатор этого плана за отличия во время Бородинского сражения получил звание генерал-майора.

Отечественная война 1812-го имела серьезные последствия для экономики страны — ущерб исчислялся сотнями миллионов, при годовом доходе казны в 100-150 млн руб. Поэтому сооружение канала отложили на шесть лет.

© public domain (Правый берег Онежского канала. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1909 год)
© public domain (Правый берег Онежского канала. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1909 год)

К 1818-му прежний проект был пересмотрен — сеть озер (Котечное, Великое), как предполагалось ранее, использовать не стали, сделав канал исключительно прорывным, на несколько десятков метров южнее вышеупомянутых водоемов. В то же время сам маршрут был сокращен: вместо полноценного канала до Свири ограничились 20 км от реки Вытегры до урочища Черные Пески. Таким образом, решили обойти наиболее опасный участок озера.

Работы закончили быстро — новый маршрут действовал уже в 1820-ом. Ход работ контролировал и лично император Александр I, побывавший на стройке в 1819 году.

Возвращение к проекту

И все-таки полностью проблема решена не была. В конце лета — начале осени на оставшемся участке пути по Онежскому озеру суда продолжали сталкиваться со стихией и по нескольку недель в Черных Песках пережидать непогоду.

© public domain (Онежский канал, 2007 год)
© public domain (Онежский канал, 2007 год)

Именно поэтому через 25 лет решили довести первоначальную задумку до конца и продолжить канал до реки Свирь. На этом настоял главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий граф П. А. Клейнмихель, курировавший в то время один из главных проектов середины XIX в. — строительство Николаевской железной дороги, соединяющей две столицы империи.

Работы на Онежском канале продолжались с 1845 по 1852 год. В этот раз копали 33 км, а 14,5 км пришлось на реки и озера. У поселка Вознесенье, где канал впадает в Свирь, из булыжника соорудили два мола; там же позже появился наплавной автомобильный мост. Общая длина искусственного водного пути составила почти 68 км при ширине около 50 м (судовой ход — 16 м). Максимальная глубина достигает 3 м, но в среднем — чуть менее 2 м.

Карта Онежского канала
Карта Онежского канала

Онежский обводной канал оправдал свое создание — благодаря его появлению, судам уже не нужно было простаивать в ожидании хорошей погоды, а Мариинская система, частью которой он являлся, имела важное экономическое значение для страны.

С развитием Волго-Балтийского водного пути, по которому стали ходить крупные суда грузоподъемностью 5 тыс. тонн, Онежский канал утратил свое прежнее значение, и по нему начали пускать только маломерные суда, а в 1980-е ограничились лишь лесосплавом; иногда канал использовали и для туристических маршрутов.

Читайте: Ладожский канал – один из крупнейших проектов Российской империи