Найти в Дзене
O K

Манеж - Центральный выставочный зал Москвы

Манеж первоначально носил другое название - Экзерциргауз, что означает - крытое помещение для военных упражнений в холодную и ненастную погоду. В настоящее время это слово вышло из употребления, да и здания такого типа давно уже перестали строить. Манеж в центре Москвы стал ярким примером воплощения инженерной мысли, отразившей триумф Александра I, победившего Наполеона в войне 1812 года. Император, победоносно вернувшийся из Парижа, в котором он провёл парад русских войск, восхитивший всю Европу, решил регулярно в Москве проводить смотры и маневры, чтобы поддерживать строевую армейскую подготовку на высоком уровне. Для этого Александр I повелел построить Экзерциргауз на две тысячи солдат. Здание для проведения парадов в Москве решено было возвести на Моховой улице на месте пожарища, оставшегося после бегства армии Наполеона из Москвы.

Экзерциргауз построили в 1817 году по проекту инженера-механика и архитектора Августина де Бетанкура. Едва успели к пятой годовщине победы в Отечественной войне, к проведению торжественного парада сводного гвардейского отряда героев.

Проект Манежа был уникальным - под крышей должно было расположиться пространство площадью 6500 квадратных метров, шириной 45 метров, без внутренних опор. Никакие преграды и помехи не должны были мешать маневрам. Кровлю здания собирали, соединяя балки сложной системой, регулируемой гайками. Подвесной потолок решили делать из лиственницы, для защиты которой на деревянные перекрытия насыпали махорку. Считалось, что запах табака отпугивает грызунов. Кроме того, большой слой табачных листьев спасал балки от сырости, впитывая лишнюю влагу. Говорят, что махорку выкурили солдаты ещё во время революции, а табачные листья на чердаке заменили на опилки.

Внешний облик Манежа, судя по архивным снимкам, мало изменился с 1817 года, хотя сам он, разумеется, не избежал реконструкций за более, чем два века своего существования.

Первая перестройка была проведена в 1823-1824 годах под руководством военного инженера Рафаэля Бауса, исправившего недочёты, допущенные строителями в спешке в 1817 году. Умудрённые опытом строители укрепили несущие детали Манежа, а число ферм увеличили с 30 до 45. Декор фасадов был выполнен в 1825 году по проекту О.И. Бове. В 1838 году к Манежу пристроили ротонду с престолом разобранной на Троицкой площади церкви Николы в Сапожке. Ротонда не дошла до наших дней - после революции пристройку снесли, когда прокладывали трамвайные пути по Манежной площади.
После революции Манеж использовался, как гараж для правительственных машин. Здание укрепили тогда колоннами, которые поддержали просевшие балки, но нарушили единое пространство уникального сооружения. В 1941 году Манеж едва не разрушила фугасная бомба. Успешно пережив все катастрофы XIX и XX века, Манеж сгорел в начале XXI века - в 2004 году. После страшного пожара, который случился 14 марта, в ночь после выборов президента Российской Федерации, от Манежа остались лишь внешние стены. После того пожара в Москве стали говорить: "Выборы президента прошли с огоньком". Здание после пожара восстановили к весне 2005 года, при этом воссоздали перекрытия Бетанкура и внешний декор здания по чертежам Осипа Бове. При реконструкции под зданием вырыли подземный этаж, что увеличило площадь выставочного пространства почти вдвое.
Слуховые окна на крыше Манежа после реконструкции стали более "выдающимися". Сам термин "слуховые окна" появился при строительстве Манежа в 1817 году - такое название дали новым архитектурным деталям строители артели, работавшие тогда на кровле под руководством мастера - крепостного Слухова.

Несколько лет назад фасад Манежа стали по праздникам использовать в качестве экрана в лазерном фестивале "Круг света", который проводится в Москве с 2011 года. В рамках этого фестиваля светодизайнеры используют разные архитектурные исторические памятники, как объекты для световых инсталляций. Начиналось всё с фасада Большого театра, но со временем организаторы фестиваля добрались и до Манежа.

В Новогодние праздники на фасад Манежа проецировали изображения ёлочных игрушек, серпантина и ярких воздушных шаров, создавая праздничное настроение.

Январь 2014 года
Январь 2014 года

Статус Центрального выставочного зала Манежу присвоили в 1967 году, но выставки и концерты начали проводить в Манеже гораздо раньше - с 1831 года. Так что здание совсем недолго использовалось для проведения военных смотров и парадов. В 1865-1867 годах в Манеже проходила этнографическая выставка, демонстрировавшая быт народов России. Экспонаты для выставки, которые тогда создавали этнографы и художники по распоряжению Александра II, сейчас хранятся в Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Первая международная выставка автомобилей и велосипедов тоже прошла в Манеже. В конце XIX века в Манеже прошёл карнавал велосипедистов, перед которым там же обучали всех желающих езде на велосипеде. Освоить новое транспортное средство решил даже Лев Толстой, которому на тот момент было уже 67 лет.

Новомодные выставки в Манеже проходят и в наше время. В прежние годы (до пресловутой пандемии коронавируса) мы старались ходить на все выставки в Манеже. Одной из самых запоминающихся была выставка, под названием "Здравствуй Италия", на которой были представлены венецианские карнавальные костюмы и картины с видами самых знаменитых итальянских городов.

На выставках обычно представлены не только тематические экспонаты, но и произведения искусства современных художников.
Часто на таких выставках проходят мастер-классы, на которых можно попытаться освоить азы художественного ремесла.
Как правило, все мероприятия в Манеже - бесплатные, поэтому желающих всегда предостаточно. и нам часто приходилось долго стоять в очереди, чтобы попасть на очередную выставку.

На выставке, приуроченной к дням дружбы России и Израиля, можно было позагорать на импровизированном берегу Мёртвого моря, оставить записочку у фрагмента "Стены плача", посмотреть фильм о достижениях израильских учёных и садоводов, попытаться освоить азы иврита, получить на память сувенир или прикупить продукцию израильских косметологов.

В просветительных целях в Манеже устраивают исторические выставки с огромными плакатами, масштабными картинами и интерактивными экранами, демонстрирующими достижения разных монархов, смену династий и преемственность правителей России.

Подобные выставки пользуются особой популярностью, особенно когда на них привозят музейные раритеты или священные реликвии.
За всё время существования Манежа, в его стенах прошло множество самых разнообразных выставок. В 1962 году выставку художников-авангардистов в Манеже прославил Никита Сергеевич Хрущёв, устроивший скандал, который запомнился в народе, как "Разгром Манежа". На той выставке Хрущёв произнёс знаменитую фразу: "Советскому народу всё это не нужно". Представители старших поколений, наверняка, помнят выставки произведений Ильи Глазунова, которые, несмотря на критику художника, тоже проходили в Манеже до открытия в 2004 году его персональной художественной галереи на Волхонке. Но об этом я напишу в другой своей статье. Все фотографии в этой статье (кроме чёрно-белых архивных снимков) собраны из разных папок семейного архива. Подписывайтесь на
мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.