«Знание не предполагает духовного усилия, знание очевидно. Усилие предполагает вера. Знание – покой, а вера – движение» (из романа «Лавр» Е. Водолазкина).
12 декабря - премьера спектакля «Лавр» по роману Евгения Водолазкина в постановке Эдуарда Боякова. Главную роль сыграет Дмитрий Певцов.
«Лавр» – спектакль-житие. Был ли такой жанр? Или МХАТ – первый?
Давайте коротко вспомним о канонах составления житийных произведений в древнерусской литературе
Хранителями и переписчиками книг в Древней Руси были монахи, поэтому и дошли из глубины веков до нас в большей мере произведения древнерусской письменности религиозного характера. Но ведь и сознание средневекового человека было религиозным. Вместе с христианством Древняя Русь приняла и систему жанров религиозных произведений, которая была разработана в Византии. Существовали каноны, закреплённые постановлениями Вселенских соборов.
Верхнюю ступень занимали книги Священного писания.
Вслед за ними шла гимнография – толкование писания, разъяснение смыслов.
Затем шли жития – рассказы о подвигах святых. Каждому типу героя: мученику, исповеднику, преподобному, столпнику, юродивому соответствовал свой тип жития.
В отличие от Византийской агиографии древнерусская литература создает оригинальный жанр «княжеского жития», ставивший целью укрепить политический авторитет княжеской власти, окружить её ореолом святости. Также как и княжеское житие, на грани перехода от церковных жанров к мирским стоят «хождения» - путешествия, описания паломничества к святым местам.
Система жанров мирской литературы была более подвижна, так как связана с жанрами устного народного творчества, деловой письменности, а также церковной литературы.
Это - историческая повесть, историческое сказание, предания, основанные на устных легендах. Эти жанры обычно входят в состав летописей, хронографов.
Итак, житийная литература посвящена жизнеописаниям святых.
Зарождение житийной литературы начинается в первых веках существования христианства, в ней сохраняются элементы античного исторического жизнеописания, а также использован ряд черт эллинистического романа. В тоже время её происхождение непосредственно связано с жанром надгробной похвальной речи.
В центре жития - христианский герой, следующий в своей жизни Христу. В VIII - XI веках в Византии вырабатывается каноническая структура жития и основные принципы изображения житийного героя. Тип героя определяет тип жития. В этом отношении житие напоминает икону. Житие рассказывает не всю биографию праведника, а лишь отдельные важные и следующие канону события и факты, а также прославляет духовные качества святого.
Жизнеописание святого обычно начинается с указания на его происхождение. Как правило, от благочестивых родителей, что подчеркивает благочестие героя.
В детстве он отличается от сверстников, не ведёт пустых игр, бесед, уединяется, а овладев грамотой, начинает с прилежанием читать книги священного писания. Затем герой отказывается от брака или, исполняя родительскую волю, вступает в брак, но соблюдает «чистоту телесную». Наконец он тайно покидает родительский дом, удаляется в пустыню, становится монахом, ведет успешную борьбу с бесовскими искушениями, к нему стекается братия, и он обычно основывает монастырь. Он предсказывает день и час своей кончины и благочестиво, «поучив» братию, умирает. Тело его после смерти оказывается нетленным, издаёт благоухание. Завершается автобиография обычно краткой похвалой святому.
Праведники - особый чин святости, объединяющий подвижников благочестия, угодивших Богу в миру. Часто такие жития подражают истории Иова. В них - мотивы и сюжеты, описывающие нищелюбие и долготерпение героя, его смиренное и благодарное принятие всех жизненных испытаний. Важнейшим мотивом житий праведников является собственно добродетельная жизнь во Христе: исполнение заповедей и любовь к ближнему.