Как известно, есть у нас такой праздник — День артиллерии. Отмечается он 19-го ноября, и привязан к началу наступления Красной Армии под Сталинградом. Выбор этой даты для празднования я обсуждать не буду, но хочу лишь привести пример из нашей истории, когда наша артиллерия так послужила верой и правдой, что заслужила не меньших поводов для увековечивания.
Ливонскую войну в нашей стране обычно вспоминают как проигранную. Хотя в самом начале она дала немало примеров побед русского оружия, которые точно не стоит забывать. И в первом ряду таких успехов, несомненно, взятие войсками Ивана Грозного Полоцка в 1563 году. Несмотря на то, что пришлось штурмовать не самую слабую крепость, и противником нашим были отнюдь не безоружные негры или индейцы, пусть и имели мы подавляющее численное превосходство, но победить с потерей четверых детей боярских, 66 стрельцов и 16 прочих ратных людей — такой итог в нашей истории трудно отыскать.
А причиной тому была русская артиллерия, которая просто снесла стены крепости вместе со многими её защитниками. А это была самая ещё заря артиллерии, которая тогда даже толком не стало отдельным родом войск. Но грохот русских пушек под Полоцком услышали далеко за его пределами, и наша артиллерия стала ужасом для всех врагов, хоть с востока, хоть с запада. Огромные русские пушки под Полоцком — это примерно тоже, что сегодня ракета «Сатана».
Сколько же было войск?
Во многих источниках упоминается, что русское войско в походе на Полоцк состояло из 150 000 человек при 150 орудиях. Есть и более внушительные цифры, но они уж совсем не в какие ворота не влезут. Вообще я заметил, что у наших летописцев древности, число «150» было любимым при оценке войск. Оно чаще всего встречается, и, разумеется, крайне редко соответствует действительности.
По войску в Полоцком походе проще, так как там есть роспись по полкам, в коих числится 31 214 человек. Правда, у историков к этому документу много вопросов, да и любого грамотного человека они найдутся уже потому, что суммы в приведенной росписи не бьются, и не совсем понятно, каким именно цифрам верить. При этом, в росписи нет совсем стрельцов, а они точно были под Полоцком. Правда по поводу их численности тоже нет ясности. Непонятен вопрос с «боевыми холопами», то есть теми, кто сопровождал детей боярских. Одни считают, что «холопы» должны увеличить численность дворянской конницы, как минимум вдвое, другие полагают, что «боевые холопы» в росписи учтены, и в тот период их вообще было крайне мало. Потому большинство склоняется к численности войска в 43-45 тысяч человек. Причём это «боевой состав», поскольку тут точно не учтены и всевозможные слуги тех же бояр, и их обоз, и «посошные люди», которые занимались тем же обозом, доставкой артиллерии, строительством укреплений, дорог и мостов. В некоторых источниках упоминается про 80 000 «посошных людей», но их едва ли могло быть так много. С другой стороны, в русском войске были пушки, на которые приходилось свыше тысячи этих самых «посошных». По мнению историков, для доставки под Полоцк всей артиллерии и обоза, нужно было не менее 30 тысяч «посошных людей». Видимо, учесть всех тех, кого по современным понятиям следует отнести к тыловикам невозможно, в первую очередь по причине отсутствия централизованной тыловой службы.
Что касается гарнизона Полоцка, то по нему тоже часто приводятся сильно завышенные цифры, явно не учитывающие размеры города. Даже предлагаемое количество в 6000 воинов стоит считать завышенным. И скорее всего гарнизон состоял из 1500-2000 литовцев и 400-500 поляков, к которым можно добавить 1000-1500 «черни», то есть вооруженных жителей.
Для обороны город имел 23 пушки, 4 мортиры и 87 гаковниц (тяжелых крепостных ружей), что явно выглядело несерьёзно против русской рати.
Русская артиллерия под Полоцком
Состав артиллерии в русском войске под Полоцком нигде не указан, потому историкам приходится собирать информацию по крохам.
Вся артиллерия делилась на три наряда: болшой, середний и лехкой.
С пушками болшего наряда проще всего, так они многие имели собственные имена и их историю удаётся проследить. В описаниях Полоцкого похода есть упоминание, что:
«Первое стенобитное орудие тащили 1040 крестьян. Второе – 1000 крестьян. Третье – 900 крестьян. Последнее – 800 крестьян».
Про эти четыре орудия известно следующее — это «Кашпирова пушка» «Степанова пушка», пушка «Павлин» и ещё одна, название которой пока неизвестно.
Эти пушки имели калибр от 500 до 660 мм, весили от 1000 до 1200 пудов (от 16 до 20 тонн) и стреляли каменными ядрами от 10 до 20 пудов (от 160 до 320 кг), длина ствола самой большой «Кашпировой пушки» составляла 4,5 м. Можно сравнить эти данные с находящейся в Кремле Царь-пушкой, которую видели, наверное, многие и могут представить себе размер. Калибр Царь-пушки — 890 мм, вес — 39 312 кг, длина ствола 5,345 м, по расчётам специалистов, пушка могла бы стрелять каменными ядрами весом в 750 кг.
Пушки такие не имели лафетов, их просто зарывали в землю. Судя по дошедшим до нас источникам, выстрелы подобных орудий легко проламывали каменные стены Полоцкого замка.
Было три стенобитные пищали – длинноствольные пушки на колесных лафетах, имевших имена «Кортуна», «Орел» и «Медведь». Они стреляли ядрами от пуда до четырёх, то есть от 16 до 48 кг.
Кроме этих орудий в большом разряде имелось до 36 «верховых» и «огненных» пушек, которые посылали относительно небольшие снаряды от 1 до 8 пудов, т.е. от 16 до 100 кг. Под верховыми орудиями подразумевались в первую очередь мортиры, а огненные — те же мортиры, использовавшие зажигательные снаряды, в данном случае каленые ядра.
Середний наряд включал 5-6 больших пищалей, стрелявших ядрами до 10 фунтов (4,5 кг) и до 40 полуторных пищалей, стрелявших ядрами до 6 фунтов (около 3 кг).
Орудия лехкого наряда были представлены лёгкими «польными» орудиями, на колесных лафетах, калибром от ½ до 4 фунтов. При осаде они использовались для стрельбы по бойницам или против вылазок противника. Стрелять из них по стенам был бы напрасной тратой пороха. Орудий такого типа под Полоцком предполагается до 60-70 штук.
Таким образом, во всех трёх нарядах могло быть до полутора сотен орудий, что подтверждает наиболее часто встречающуюся в источниках цифру. Но из них для осады могли использоваться чуть более половины.
Русские пушки против Полоцких стен
Русское войско пришло к Полоцку 31-го января 1563 года. Обстрел города начался сразу же, но был он скорее «для устрашения», артиллерийский наряд не подошёл полностью, не говоря уж про то, что не были оборудованы позиции для орудий.
Пытаясь выиграть время, гарнизон 5-го февраля предложил перемирие и начал переговоры. Перемирие длилось до 8-го февраля, за это время осаждающие подвезли «болшой наряд» и оборудовали артиллерийские позиции практически у самых стен. В русском стане уже давно понимали, что осаждённые просто тянут время, надеясь на помощь извне, но ждали подхода тяжелой артиллерии. 9-го февраля возобновился обстрел. Предместья были уничтожены, гарнизон укрылся в замке. Ядра русских орудий не просто разбивали стену, они ещё и долетали до противоположной. К 15-му февраля успели снести пятую часть укреплений замка, но тут гарнизон сообщил о готовности капитулировать.
Хронику такого сражения даже описывать приятно (прошу прощения у литовцев, если обидел), поскольку всё решалось без рукопашных схваток и даже пищали пехоты в ход особо не шли. Осажденные пытались делать вылазки, но их ликвидировали легко и сразу.
Есть поговорка, что «чем больше пролито пота, тем меньше прольётся крови». Пот проливали русские оружейники, создавая самые огромные на тот момент пушки, пот проливали тысячи людей, дотащивших за сотни верст эти пушки под полоцкие стены, перекопавших тонны земли на осадных работах. И сколько же своими трудами они крови русской сберегли!
Как мы видим, победой под Полоцком мы обязаны в первую очередь пушкарям, прадедам будущих артиллеристов Полтавы и Бородина, далёким предкам тех, кто откроет огонь по Берлину в 45-м. Согласитесь, что эти люди, имена которых до нас не дошли, вполне достойны, чтобы их поминали в День артиллерии.
А на прощание порекомендую вам настоятельно статью мою, про войну, совершенно несправедливо забытую и славную удивительными подвигами русских солдат:
В какой из войн русская пехота посреди моря воевала?