Найти тему
Fantasy box

Почему "Чёрный квадрат" Малевича - чёрный

Продолжение размышлений на тему главной картины Авангарда

Теория сотворения мира в картине Казимира Малевича.

Когда-то давно, когда ещё не было интернета, а я ещё был студентом и читал творения Платона, в Ленинской библиотеке, в потрёпанном дореволюционном издании. Не помню почему выбор на эту книгу, но в ней были очень любопытные сноски, автор издания растолковывал буквально каждую фразу произведения, рассказывая в сносках историю и культуру Греции и мировоззрение философа.

С тех пор философия ушла на дальний план подзабылась. но один из фрагментов книги глубоко запал в сознание.

Платон считал, что все краски мира, да что мелочится весь мир, произошли из двух цветов: Черного и Белого - Земли и Света. Моё молодое студенческое сознание решило, что философ был дальтоник, но начав рассуждения, я понял, что он в чем-то прав.

К. С. Малевич Белое на белом. 1918[1]
холст, масло. 79,4 × 79,4 см
Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк
К. С. Малевич Белое на белом. 1918[1] холст, масло. 79,4 × 79,4 см Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк

Если смешать оба цвета мы получим огромное множество оттенков серого, как может помните, что у эскимосов есть более 50 названий снега, так же обстоит с цветом. Когда вы делаете полноценный рисунок карандашом, не просто серую безликую почеркушку, а прорабатываете тени, смотрите на движение формы, оттенков, у вас появляется тоновое многообразие, в зависимости от силы нажатия на карандаш, его жесткости и теней у объекта который изображаете. Далее допустим вы рисуете не белый гипсовый объект, а портрет живого человека в ярком костюме, или некий пейзаж, и вот насыщенные краски становятся тонкими оттенками простого карандаша, т.е. смешались черный и белый цвета.

А теперь представим, что Платон предвидел (или может даже знал) теорию спектра, которую описал Ньютон пропустив невидимый белый свет через призму и тем самым получив все цвета радуги (не является пропагандой ЛГБТ). Остаётся черный, смешав с которым, мы получим все цвета мира.

И возвращаясь к названию данного поста. Казмир Малевич считал, что белый цвет выражает полную свободу и безграничность. И вот из неё вырывается черная, четырёхугольная "пустыня небытия", масса платоновской "земли", или библейское: " Тьма нал бездной", а дальше "Да будет свет". Казимир подобно Богу отделил свет от тьмы. И увидел, что это хорошо

Такой первый шаг к новому миру, что подарил нам авангард, который дал толчок для развития новой теории цвета и композиции, а в последствии родилось направление, которые мы называем дизайном.

Все это конечно мои личные размышления, возможно не совпадающие с официальными или вашими занятиям и впечатлениями, пишите, если хотите поправить или сказать свою точку зрения.

А здесь ещё один мой пост на тему "Черного квадрата"