Первым делом конечно хочется сказать - бежать, бежаааааать от него. Но, возвращаясь в реалии (хорошая зарплата/кредит от компании, градообразующее предприятие, невозможность найти другую работу и прочее), - всё-таки опишу ряд мер, которые можно использовать, когда бежать не получается.
Кто такой самодур?
Судя по большинству комментариев, это начальник, который:
- Не соблюдает обещания.
- Быстро меняет показания (в частности, утверждает, что "он такого не говорил").
- Всё время требует разного (порой противоположного).
- Смещает ответственность на сотрудников, сам в белом пальто стоит красивый.
- Нарушает личные границы сотрудников.
- Повышает голос, манипулирует, вызывает на конфликт.
- Переходит на личности, в том числе позволяет себе издевательские/неприличные/обидные шуточки.
- Проявляет к сотрудникам высокую степень высокомерия.
- К тому же ещё и периодически не разбирается в работе.
Что же делать, если вам пришлось работать именно с таким начальником?
Не попадайтесь на глаза.
Да-да, как бы странно это не звучало в качестве системной рекомендации, но постарайтесь взаимодействовать с таким начальником как можно меньше. И желательно при свидетелях (например, на общих совещаниях).
Спланируйте день таким образом, чтобы в то время, пока он расхаживает по офису, у вас был повод уехать на встречу с клиентом, уйти на производство/склад, отвезти документы в налоговую и прочее. Или и вовсе попробуйте рассинхронизировать свои графики.
Меня кстати это в своё время частично спасло от самодурши)) Она предпочитала являться часам к 11, а я попросила сдвинуть мне начало рабочего дня на 8 утра. Вставать пришлось раньше, зато почти полдня я была спокойна)
Тренируйте саморегуляцию.
Несмотря на то, что в данной ситуации дело очевидно в начальнике, вы можете влиять на свою реакцию, снижая её остроту. Как говорят, элемент "толстокожести" тут точно не повредит.
Что может помочь:
- Рефрейминг (умение разворачивать ситуацию и смотреть на неё с другой стороны):
"Зато у меня работа интересная"
"Зато тренирую стрессоустойчивость"
"Зато мы с коллегами отлично сплотились... против начальника"
- Отстройка:
"Он(а) со всеми так себя ведёт, это его особенность"
"Со мной всё в порядке, это про начальника, а не про меня"
"Я отличный профессионал, мне незачем слушать оскорбления"
- Визуальные способы саморегуляции (особенно применимы в процессе общения):
Представить между собой и начальником аквариум с рыбками и разглядывать рыбок, пока он кричит/высказывает претензии.
Пририсовать мысленно начальнику какие-то смешные элементы - памперс, корону на голове, одеть его в нелепую одежду.
Перед/после разговора посмотреть на красивые расслабляющие картинки/фото.
- Физические способы саморегуляции:
Завести на рабочем месте антистрессоры, которые можно помять или пошвырять (а маленькие - так и вообще брать с собой в кабинет к начальнику).
После особенно сложного разговора смять и/или разорвать бумагу, сломать карандаш.
Включить в наушниках бодрую или, напротив, расслабляющую музыку.
- Проговаривание:
Позвонить близкому человеку и рассказать ему о ситуации.
Обсудить ситуацию с коллегами.
Просто сказать всё, что вы думаете (выругаться вслух) там, где начальник вас не услышит.
Чётко ставьте границы.
Тренировать саморегуляцию - совершенно не значит молча глотать всё, что происходит. Вы имеете полное право защищать свои границы. От физических (например, спрятать вещи и поставить замок на тумбочку стола, если руководитель в него лазит без вашего разрешения) до психологических.
Здесь больше всего подойдёт приём "заезженной пластинки", когда вы одинаковым (спокойным, тут как раз саморегуляция пригодится) тоном, каждый раз, когда начальник выходит за рамки, повторяете мысль, которую хотите до него донести. Например, "Давайте вернёмся к обсуждению проекта".
Первое время это может казаться очень страшным, но если вы выполняете свою работу и не срываетесь на встречный крик, а говорите спокойно, - поводов применять к вам санкции будет минимальное количество. И через время (конечно, не после первой пары повторений, тут важно не сдаваться!) это сработает.
Одна моя знакомая каждый раз, как только начальник начинал срываться на крик и переходить на личности, спокойно говорила ему "Не нужно так со мной разговаривать, не нужно на меня кричать" - и выходила из помещения. Первое время агрессия начальника усиливалась, он пытался бежать за ней, продолжая кричать, но постепенно (примерно через месяц это произошло окончательно) перестал при ней повышать голос и называть её оскорбительными словами. Правда, тех кто молчал, не перестал(((
Записывайте.
Фиксируйте все указания руководителя письменно (в идеале дословно). По возможности старайтесь с ним переписываться, а не говорить устно. После же устного разговора пишите в почту или мессенджер основные тезисы встречи с просьбой подтвердить, что вы верно его поняли.
Иногда здесь могут работать совсем крайние меры, вплоть до записи разговора на диктофон или подписи руководителя в ежедневнике, где вы записали свои задачи.
С одной стороны, даже самых мощных самодуров такой подход заставляет вести себя более корректно (потому что неизвестно, куда пойдут записи), с другой - у вас всегда под рукой будут доказательства своей правоты и исполнительности (например, на случай разбора ситуации с вышестоящим руководством).
Ищите единомышленников.
Как бы грустно ни было, но один действительно чаще всего в поле не воин. Обычно у начальников-самодуров в крайней степени есть либо связи, либо поддержка руководства высшего звена, либо прошлые заслуги, либо что-то ещё, за что их продолжают держать даже при высокой текучести сотрудников и регулярных конфликтах. Если самодур - собственник бизнеса, смотрите начало статьи и бегите от него сразу!
Но если, при всех волосатых лапах связях движение против такого "босса" становится массовым, это даёт несколько эффектов:
- Во-первых, его гораздо сложнее игнорировать (ну элементарно - уволить одного человека "чтобы не выступал" значительно проще, чем уволить десятерых).
- Во-вторых, когда несколько человек, а не один, в формате "заезженной пластинки" говорят одно и то же (или весь отдел встаёт и уходит с совещания), - до самого чудо-начальника доходит быстрее.
- В-третьих, всегда есть к кому обратиться за эмоциональной поддержкой.
Я не призываю к саботажу (хотя иногда он - единственная мера, которая срабатывает), я скорее про выработку в коллективе общих правил по общению с боссом и про поддержку решений/мнения друг друга.
А как вы справлялись/справляетесь с начальником-самодуром?