Найти тему
Отворотка

Заонежье: По Святым местам [День 4 - Шальский - мыс Клим нос] (Часть 1)

Предыдущая часть...

Погода утром была отличная. Онежское озеро спокойное.

-2

Позавтракав, мы (наш экипаж и Андрей) поехали дальше, остальные зависли на пляже на пару дней.

-3

По этим местам мы еще толком не катались. Карелию все время проезжали мимо, по тому тут много чего для нас интересного)

Первая деревня по пути - это Брюхово.

-4

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

-5

Построена и освящена в 1904 году на средства владельца лесопильного завода Федора Петровича Захарьева. Настоятель - иерей Яков Светлов.

-6

Внутри ничего не сохранилось.

-7
-8

После Медвежьегорска идет асфальтированная дорога среднего качества.

В Батово замечаем придорожную часовенку.

-9
-10

Часовня Антипы, епископа Пергамского (между 1875 и 1900)

-11

Часовня придорожная. Расположена в центре деревни, в окружении жилых домов, у транзитной автодороги. Постройка рублена из бревен в виде восьмерика, имеет шатровое покрытие. Шатер завершается главкой, установленной на восьмигранном барабане. Стены храма снаружи обшиты профилированной доской: в нижней (цокольной) части - в вертикальном направлении, в верхней - в горизонтальном. Часовня освещается двумя окнами, расположенными на южном и северном фасадах.

-12

Раннее богатое декоративное убранство сохранилось фрагментарно и представлено профилированным карнизом, проходящим по всем фасадам на уровне основания окон, накладными дощатыми лопатками и резными кронштейнами на углах, подзором с контурной резьбой под свесами кровли, филенками и горизонтальным пояском на барабане главки. Часовня играет важную роль в формировании внутреннего пространства поселения, имеет историко-архитектурную ценность как нетипичный для Карелии хорошо сохранившийся вид культовой постройки.

-13

Следующая деревня - это Паяницы. Паяницы - жилая деревня, входит в куст деревень Подгорская-Фоминская.

-14

Тут стоит часовня Михаила Архангела (Памятник архитектуры федерального значения) построена на границе XVII-XVIIIвв. на скалистой гряде восточного берега Путкозера.

-15

Храм клетского типа несколько раз перестраивался с изменением архитектурного облика; в настоящее время представляет собой двухчастную часовню, равновысокую, равноширокую, включает основное храмовое помещение и притвор, с запада над двухвсходным крытым крыльцом надстроена звонница.

-16
-17

Храмовая часть, притвор и звонница покрыты двускатной крышей с общим коньком. На крыше над молельней установлена главка с крестом.

-18
-19
-20

Потолок в молельне сделан в виде 15-ти частного «неба». Звонница над крыльцом выполнена в виде крытого на два ската квадратного в плане балкона. Крыши крыльца и звонницы поддерживаются резными столбами. В интерьере часовни частично сохранились пристенные лавки, тябла иконостаса.

-21
-22
-23

Последняя точка в этом направлении - это деревня Онежены.

На восточном берегу Путкозера находится деревня Онежены, в ней то, что осталось от крупной Церкви Параскевы Пятницы 1831 года постройки. Она расположена перед въездом в деревню, в поле, и хорошо просматривается с большого расстояния.

-24

Церковь построена так называемым «кораблем», т.е. по трехчастно-осевой композиции: к молельному помещению с алтарем примыкает трапезная, а к ней с запада пристроена колокольня типа «восьмерик на четверике», от которой в настоящее время сохранилось только четвериковое основание, выполняющее роль притвора. Стены церкви рублены из сосновых бревен.

-25
-26

Помещения бывшей трапезной и храмовой части в соответствии с эстетическими взглядами середины ХIХв. объединены широким проемом лучкового очертания. На окнах сохранились кованые решетки. Наружные лестницы и крыльца не сохранились, утрачены завершения церкви и колокольни, интерьер храма, оконные и дверные заполнения.

-27
-28

Раньше вокруг церкви была ограда, но она не сохранились.

По берегам Онежского озера (1969г)

Двускатная кровля держится на опорах, странно напоминающих обобщенно переданную человеческую фигуру - образ, широко известный в крестьянском искусстве Севера. Напряженные, прогибающиеся очертания «рук» словно передают тяжесть лежащего груза. Этот мотив вызывает в памяти фигурные столбы в трапезной кондопожской церкви. Но здесь, в Онежанах, он
представлен в более простой и откровенной трактовке. Примитивная деревенская изгородь своими строгими прямыми линиями подчеркивает декоративность входа и архитектурную
выразительность его силуэта. Старинные ограды теперь уже мало где сохранились, поэтому памятник в Онежанах особенно ценен.
-29
Онежены. Церковь Параскевы Пятницы. Фото 1942г.
Онежены. Церковь Параскевы Пятницы. Фото 1942г.

После выезжаем обратно на дорогу и едем в городок Толвуя.
В Толвуе сохранилась Церковь Георгия Победоносца (между 1876 и 1878)

Продолжение....

  • Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!
  • За моими путешествиями в режим онлайн можно следить в моем инстаграме.