Эл Купер - опытный и крутейший музыкант, который в роке с 1958 года (ему было 14 лет тогда, он юный гений и вундеркинд!). Наиболее известен по своей работе с Бобом Диланом, Blood, Sweat & Tears. В 1965 он создал ставший знаменитым Blues Project. В 1968 у него был мощный альбом со Стиллзом и Блумфильдом Super Session. Альбом круто хитанул, поэтому Эл решил пойти в сольное плаванье. Что он там наиграл?
Al Kooper – I Stand Alone, 1969
Первый сольный альбом Эла - концептуальный. Тут много психоделии, модной в те годы. Впрочем, к 69-му мода-то на нее уже спадала, поэтому Купер несколько опоздал со своими звуковыми наворотами и структурами. Местам подозрительно "Сержанта Пеппера напоминает", но тот был еще в 1967-м. Догонять поздно!
Альбом мог бы быть весьма неплохим, тем более что Эл Купер хороший музыкант и сочинитель. Но он ударился в психоделические звуки, оркестровки и концептуальность. Альбом сделан почти нон-стоп (ну, как же иначе!), с обязательной увертюрой, где фрагментарно показаны все темы, которые будут развернуты в дальнейшем, с оркестровками, сильно напоминающими «Элеонор Ригби», с обязательным бредовым звукоизвлечением на каком-нибудь инструменте. Для Эла «родной» инструмент – орган. Вот он его в середине альбома долго и нудно терзает (см. подобное действо, только с гитарой, например, у Chicago во Free Form Guitar).
Само собой, между песнями сделаны звуковые вставки-коллажи, ими же альбом начинается и заканчивается. То петух, понимаешь, прокукарекает, то дождик пойдет…
Ну, это все, так сказать, обязательная программа. Что же касается «вольных упражнений», то тут Эл довольно хорош и мелодичен. Он поет, играет на фоно, органе и сочиняет. Впрочем, в альбоме много и чужих песен. One, Coloured Rain, I Сan Love a Woman, Hey Western Union Man – все это хорошие, мелодичные песни. Будь они сами по себе, а не вписанными в монструозную «концептуальную» форму, слушались бы отлично.
Al Kooper - Easy Does It, 1970
Это третий сольник Эла и он очень хорош и в общем-то довольно гармоничен, если убрать, например, 12-минутный прог-психоделик-джем Baby Please Don't Go. Всё остальное в этом двойном альбоме, длящемся аж 62 минуты, слушается с удовольствием.
Купер демонстрирует свои прекрасные исполнительские (великолепные соло на фоно в стиле соул), аранжировочные (тут много чужих песен) и сонграйтерские способности, при этом всячески разнообразит стилистику своей музыки: тут и духовая секция, и восточные мотивы, и психоделически звучащие вибрафоны, и кантрироковые стил-гитары, и прогфолковые номера, и околобитловские оркестровки, и даже неплохой хор в одном месте.
Всё это очень умно сделано, с вдохновением и естественно. Никакой заумности или нудоты, как на первом альбоме. Отличная мелодичная рок- и поп-музыка. Здесь играет огромное количество хороших музыкантов.
Love Theme from "The Landlord" – суперпесня. Впрочем, плохих вещей, кроме упомянутого джема, тут и нет.
Al Kooper – Naked Songs, 1972
Прекрасный поп-соул альбом Эла. Собственно рока тут маловато, но зато все песни действительно откровенные и «обнаженные». На этом фоне выделяется соул-блюз As the Years Go Passing By, но он также очень хорош.
Мне кажется, к 1972 году Купер пришел к более серьезной и взрослой музыки. От мальчишеского максимализма первого сольника он пришел к более мудрым, мелодичным и простым песням. В этом ему помогали и другие авторы. На этом альбоме два соул-хита: Sam Stone Джона Прайна и Touch the Hem of His Garment Сэма Кука.
Здесь великолепно аранжированная музыка. Бэк-вокал в стиле госпел, сдержанные струнные, виртуозная игра Эла на фоно и главное – искренние и хорошие песни.
В дальнейшем Эл Купер отыграл на сотнях альбомов для топовых музыкантов мира. И записал еще несколько сольников, о которых мы обязательно расскажем.
Бонус на посошок
В нашей традиционной рубрике полная версия песни "Сэр Пол" (c инструментальной частью), которая войдет в новый альбом музпроекта "Отцепленный вагон" под названием "Белый минтай". Все совпадения между персонажами песни и реальными людьми случайны. Но вы ж понимаете, на случайностях строится жизнь и кто-то обязательно узнает в герое песни самого себя.