Найти тему
Оксана Нарейко

1 декабря. День красных яблок

- Купишь мне только то, что само упадет тебе на голову, договорились?

- Договорились!

Что за дурацкое условие! Бабушка обожала сказки и вечно пыталась доказать ему, что они когда-то случались, а если вдруг и нет, так это надо срочно исправить и наколдовать недостающие моменты. Купить то, что само упадет на голову! Только бабушка могла до такого додуматься! А на сдачу можно купить себе что-нибудь. Или нет. Мальчик с волнением проверил, на месте ли триста рублей, подаренных бабушкой. Вздохнул с облегчением. На месте. В правом кармане, надежно закрытом. В левом - пара бумажных носовых платков (мелочь, о которой и волноваться не стоит) и огромная ценность - монета, а на ней выдавлен Ангел и незнакомое слово.

- Это на английском, - объяснила ему бабушка, - Faith - вера.

- Тебя зовут также, как и этого ангела? - удивился мальчик.

- Нет, не женское имя, вера во что-то, - рассмеялась бабушка.

- Во что?

- В справедливость, в людей, в доброту, в любовь... Кто во что верит, - почему-то вздохнула бабушка и видя, что внук уже приготовил следующий вопрос, добавила, - эту монету мне привез коллега из далекой Америки, а точнее из США.

Про США мальчик очень хорошо знал, там был Диснейленд и в каждом письме Деду Морозу он умолял старого волшебника подарить ему поездку в сказочную страну. Наверное, мальчик плохо себя вел или почта просто теряла его письма или же Деду Морозу было наплевать на все желания или же мальчику просто дарили то, что было на складе на далеком Северном полюсе. Старый обманщик приносил свитера, коньки, игрушки, конфеты и даже велосипед, но заветные билеты под елкой все никак не появлялись.

- Возьми эту монету, она поможет тебе, я верю, - сказала бабушка, а потом вдруг предложила ему съездить на центральный рынок и купить ей подарок. Самостоятельно, почти самостоятельно. То, что само упадет на голову. Вручила ему триста рублей, сказав, что он уже большой и пора бы ему приучаться делать покупки, подмигнула родителям и ушла по каким-то своим бабушкиным делам. Триста рублей - сумма несолидная, даже маленькая. Мальчик часто ходил с бабушкой в магазин и аптеку и видел, как исчезают сотни и тысячи в прожорливых кассах, слушал, как бабушка жаловалась на цены и прикидывала, что купить надо обязательно, а что может и подождать. Всего лишь триста рублей, в то время как бабушкины таблетки от давления стоили почти пятьсот. Но таблетки ему на голову точно не упадут, можно не бояться.

- Выбирай, в какой павильон пойдем кутить, - отец, улыбаясь, смотрел на сына. Тот задумался. Если в мясной или рыбный, то что ему в таком случае может упасть на голову? Селедка? Требуха? Огромное ребро?

- Там, где продают фрукты, - решительно ответил мальчик. Была зима и ничего тяжелее груши на голову ему не могло свалиться.

- Ты сегодня главный, - ответил отец и они пошли в большой павильон "Фрукты-Овощи."

- Сам?

- Сам!

- Как знаешь.

Родители сделали вид, что абсолютно не волнуются за сына и то, что он сегодня в первый раз будет сам что-то выбирать и покупать - это дело обычное. Но когда он вошел в большие двери, отец пулей понесся ко второму выходу. Сторожить. Мать, нервничая и покусывая от волнения свежий маникюр, зашла в павильон и постаралась не выпускать из виду маленькую фигурку в яркой куртке и смешной шапке с ушами, как у Микки-Мауса.

Рынок мальчика ошеломил и это было странно. Он бывал тут не раз, знал, что в этом большом павильоне можно попробовать вкусную курагу и чернослив, разные орехи, яблоки, груши и сливы. Пробовать-то можно, только ему этого никогда не разрешали, говорили он может подхватить инфекцию, говорили, что тут все немытое, вот придем домой, вот тогда...

- Это неинтересно! - почти плакал мальчик, - я хочу здесь!

Но родители и бабушка были неумолимы.

Сегодня он мог пробовать все, что угодно. Но сначала надо было купить подарок бабушке. Он поднял голову и всмотрелся в высокий потолок. Ничего такого, что могло свалиться ему на голову не наблюдалось. Он медленно шел по рядам, осматриваясь, восторженно глазея на ослепительные прилавки, где были красиво разложены пастила и нуга, сухофрукты и орехи, поздние яблоки - разноцветные, душистые, зеленые груши, виноград, хурма, мандарины и что-то мелкое, тоже зеленое, непонятное. Ни бабушка, ни мама не любили такую парадность. Дома фрукты лежали в устланном плотной бумагой ящике.

- Хочешь яблочка? Пойди возьми и помой, - говорила ему мама. А ему хотелось, как у его одноклассника Витьки, у которого в кухне всегда стояла большая ваза с фруктами. Их можно было сразу брать и есть, все было уже мытое и такое красивое и вкусное, что к Витьке можно было ходить в гости только ради этой самой вазы. Так мальчик иногда думал, но ему тут же становилось стыдно. С Витькой они дружили по-настоящему и те самые фрукты были просто приятным дополнением этой дружбы. Дома такая парадность сооружалась лишь пару раз в год, когда на дни рождения отца и матери приходили их начальники. Тогда в центре стола водружалась такая ваза, но взрослые были слишком увлечены шашлыком и салатами, печеной картошкой и рыбой, чтобы оценить эту красоту. После застолья почти нетронутые фрукты аккуратно перекладывали в ящик, как мальчик не просил оставить вот так, красиво. Мама говорила, что все сразу они не съедят, а в вазе все может начать гнить.

Мальчик так задумался о красоте и парадности, что перестал смотреть под ноги, споткнулся о какой-то ящик, покачнулся и чтобы не упасть, схватился за прилавок. Немедленно, откуда-то сверху на него свалился лавровый веник. Вернее, пучок веток с листиками дерева с красивым названием "лавр благородный", который бабушка покупала раз в несколько лет, и подвешивала его на специальный гвоздик, говоря, что так их кухня начинает смахивать на логово ведьмы.

- Ой, - вскрикнул от неожиданности мальчик и посмотрел наверх. Над прилавком был сооружен небольшой навес, на котором и лежали эти веники, а также висели связки хурмы.

- Ты что творишь? - разозлился продавец, - уронил в пыль, да еще наступил, покупай теперь! Где твои родители?

- Там, - мальчик показал на двери, стараясь сдержать слезы.

- Деньги у тебя есть? Покупай!

От продавца разве пар не шел и его пасть, то есть рот, почти изрыгал злое пламя.

- Вот, - мальчик вытащил три сторублевки, а второй рукой стиснул монетку с Ангелом в кармане и попросил, - дяденька, можно я не это куплю?

И он быстро, очень быстро, чтобы успеть, рассказал про бабушку и про то, что упадет на голову и про деньги...

- Вот еще! Испортил, плати! - раздраженно ответил на все это продавец, небрежно взял из руки ребенка сторублевку, дал сдачу - пятьдесят рублей, швырнул пучок веток в тонкий пакет и отвернулся от мальчика.

Лавровый веник! Что может быть хуже! Бабушка называла его букетом прижимистого кавалера и, смеясь, говорила, когда мужчина очень уж экономен, он покупает своей даме именно лавровый веник. И букет и в суп его можно! Два зайца сразу повержены, а если считать и ошарашенную даму, то еще и зайчиха. Принести бабушке такое? Чтобы она подумала, что он жаден? Бабушка добрая, она все поймет, но веник! Букет жадного кавалера! Прийти с ним к бабушке? Невозможно! Обмануть ее! Как можно? Мальчик заплакал и медленно, очень медленно пошел дальше, думая, как же ему поступить.

Продавец был зол. Торговый день заканчивался, выручка была маленькой, покупатели все, как на подбор, торговались до последнего, сбивали цену и ковырялись в красивой витрине, как избалованные царьки, выдергивали помидоры и яблоки с самого низа, обрушая все красивые пирамиды, хотя он специально клал самые лучшие плоды сверху, бери и радуйся, но нет, им обязательно надо было разрушить то, над чем он трудился ранним утром. Подходил срок аренды, дочка ныла и клянчила новый телефон и... И мальчик стал единственным, на ком можно было сорвать свою усталость и злость. Продавец посмотрел на маленького ребенка, бредущего по ряду и подумал: "Что я творю! От этого полтинника я озолочусь или обедняю?!" Почему-то он немедленно вспомнил, как в первом классе потерял десять рублей - огромная сумма по тем временам и она была ему выдана на школьные обеды. Он пришел в класс, сунул руку в карман, а денег там не было. Его охватил такой ужас, что даже сейчас продавец вспотел от того давнего страха. Он соврал учительнице, что будет брать обед из дома, а родителям сказал, что деньги сдал. Его вранье раскрылось через неделю, когда учительница увидела, что на перемене, когда все идут в столовую, он не ест в классе, а его одноклассники стараются принести ему булочку или половину котлеты. Учительница позвонила ему домой и спросила у родителей, почему их ребенок голодает. Он не знал об этом и когда пришел домой, его сначала отругали, потом расспросили, а еще позже сказали то, что он запомнил на всю жизнь: "Никакие деньги не стоят твоего здоровья! Тем более, жалкие десять рублей!" Они не были жалкими, он знал, что для родителей они значат достаточно много, но он запомнил эти слова. "Как меня спасут пятьдесят рублей?" - подумал продавец и крикнул:

- Мальчик, а ну вернись!

Когда заплаканный (он ревел, как девчонка) ребенок медленно подошел к прилавку, продавец снял с крючка связку хурмы и ловко накинул мальчику на шею.

- Смотри, что на тебя свалилось! - вроде бы удивленно воскликнул продавец.

Мальчик удивленно посмотрел на него, потом на хурму, не веря своим глазам. Ее покупали редко, говорили, она очень дорогая.

- У меня только двести пятьдесят рублей, - тихо сказал мальчик, - этого хватит?

- Хватит! И еще сдача останется! Вот! - Продавец аккуратно взял с прилавка большое красное яблоко и вручил Мальчику. Ребенок стоял ошеломленный. Лавровый веник в пакете в одной руке, во второй большое яблоко, на шее связка хурмы, в глазах недоверие и слезы.

- Возьмите, - тихо сказал мальчик, переложил яблоко в пакет и робко протянул продавцу деньги, - я скажу бабушке, мы теперь только у вас будем покупать, потому что, - мальчик замолк, вспоминая бабушкины слова, - у вас низкие цены и высокое качество товара и обслуживания.

- Буду очень рад! - приветливо поклонился продавец.

Мальчик постоял, думая, что бы еще такого хорошего сказать этому странному дядьке, который сначала накричал и прогнал, а потом вернул и вот как все славно получилось! Просто лавровый веник - позор, но вместе с хурмой и яблоком - это дары! И, очень кстати, в количестве трех! Как в сказке! Ничего в голову не шло, мальчик пискнул "до свидания" и побежал к выходу, где и столкнулся с отцом, который уже заволновался и решил его поискать.

- Пап! Смотри, что на меня свалилось! - и мальчик сбивчиво, глотая слова, рассказал отцу все, что случилось.

- Постой здесь, я быстро! - ответил ему отец и пошел к тому самому продавцу. Мальчик увидел, как отец вытащил кошелек и они с продавцом стали смеяться, а продавец замахал руками и что-то сказал, отец спрятал кошелек, они пожали друг другу руки и ...

- Где папа? - мальчика отвлекла мать, испуганная, нервная, тоже заподозрившая неладное.

- Я здесь, - ответил отец и сказал, что лучше фруктов и овощей, чем у этого продавца не найти во всем городе, а это значит, покупать надо только у него.

Бабушка гостинцам очень обрадовалась. Она торжественно разрезала яблоко на четыре части и сказала, что оно волшебное и надо его немедленно съесть, обязательно загадав желание. Папа ответил ей, что он съест даже косточки вместе с долькой яблока, такое у него огромное и важное желание и собрался сказать, что же именно он желает, но бабушка и мальчик закричали на него, чтобы он молчал. О своих желаниях нельзя трубить на весь мир, не сбудутся. Они съели яблоко в торжественной тишине, а потом бабушка сказала, что теперь каждый суп или борщ, сваренный ею с этими лавровыми листиками, автоматически становится волшебным!

- А что с хурмой? - заинтересовался мальчик, радуясь, сколько желаний можно загадать после одного удачного похода на рынок.

- Она не волшебная, - сказала бабушка и мальчик и его родители разочарованно вздохнули.

- Но! - бабушка ткнула указательным пальцем куда-то вверх, - косточки у нее волшебные, мы их будем собирать, а потом сделаем браслет или бусы, смотря сколько там косточек.

- Здорово! - сказал мальчик и обрадовался. Бусы - штука вечная и можно загадывать сколько угодно желаний.

- Но самое сильное волшебство было все-таки в яблоке, - строго сказала бабушка мальчику и добавила, чтобы он сильно не надеялся на билеты в Диснейленд, ведь яблоку они загадали целых четыре желания!

- А я другое загадал! - ответил мальчик и хитро прищурился. Он ждал, что бабушка начнет его расспрашивать, но не тут-то было! Ведь бабушка лучше внука знала самое главное правило при поедании волшебного красного яблоке! О своих желаниях ни в коем случае нельзя трубить на весь мир!

Спасибо, что заглянули ко мне на чашечку кофе! Эта сказка - первая в марафоне этого года. Его описание здесь. А вот, как начинался марафон в прошлом году.