Многообразие жанров искусства сегодня может сбить с толку начинающего коллекционера: рэди-мейды, коллажи, kinetic art, light art и другие. Лучше всего ориентироваться на предпочтения, с которыми Вы пришли в этот вид деятельности. Если же Ваши предпочтения еще не сформированы, разумнее всего будет обратить внимание на нестареющую классику: живопись и графика.
Живописная работа на рынке искусства ценится гораздо выше графического произведения того же художника. С другой стороны, например, гравюры Сальвадора Дали превосходят в цене живопись многих значимых, но пока не столь известных мастеров.
С этой точки зрения, покупка в графики Дали, например, - долгосрочное вложение с низким риском, но и до колоссального роста в ближайшие годы не предвидится. Чем более редкая перед Вами гравюра, тем более высокий и быстрый рост в цене она может показать. Но с офортами, литографиями, ксилографиями и другими видами гравюр не все так просто - это печатная графика, у которой есть свои тонкости определения уникальности и ценности. О них я обязательно расскажу в отдельной статье.
Живопись всегда уникальна, даже если художник повторяет сюжет - точно так же его написать он не сможет, да и, если это не копиист, такой цели у него нет. В нашей галерее бывали случаи, когда гостю так нравилась уже приобретенная кем-то до него работа, что он заказывал такую же. Получив картину, он увидел, что работа отличается от предыдущей (немного другое лицо героини, иначе решены детали), при этом не менее прекрасна.
Кстати, в случае, если бы такая работа не пришлась бы по вкусу, переделывать бы ее художник не стала бы - большинство художников отдавая картину заказчику уже четко для себя решили - работа закончена. Конечно, есть исключения из правил, и тут дело не в статусе художника или заказчика - дело, в первую очередь, в подходе мастера к результату своего труда и, иногда, в теплых отношениях с заказчиком.
С точки зрения интерьера - критериев нет: за счет широкого и акцентного паспарту даже тонкую и легкую графику можно сделать эффектным украшением яркого пространства. Живопись, напротив, можно "успокоить" лаконичной рамой или же ее отсутствием.
Опирайтесь на собственный опыт, воспоминания, ощущения при выборе произведения, не гонитесь за шансом выгодно инвестировать, когда Вы только в начале карьеры коллекционера.
Материалы для статьи подготовлены при поддержке галереи современного искусства Арт Холдинг Татьяны Никитиной.