Год прошел с момента традиционного сожжения фигуры человека в пустыне Black Rock, штат Невада, США. В 2020 Burning man отменен. Случилось так, что в этом году сожжение возможно только в виртуальном мире, который строится силами энтузиастов. Те же самые энтузиасты каждый год привозят в пустыню все необходимые ресурсы, много ненужного, тратят личные время и деньги для постройки почти двух тысяч лагерей. Еще привозят арт-объекты со всего мира.
В прошлом году был установлен рекорд в количестве заявленных артов — 480. Это означает что именно такое количество объектов художники пообещали привезти. Но обязательств это обещание совсем не несет. За пару дней до окончания мероприятия всего 410 художников заявили о себе в департаменте, отвечающим за художества. Некоторые любят привозить свои работы без каких-либо регистраций. Но это общественно не одобряемые инициативы, за них вам могут нагрубить в интернете. А также, если вам будет нужна помощь, то все равно вы придете в Артерию — тот самый департамент художеств. Также более 600 автомобилей-мутантов колесили по пустыне, катая людей, а иногда и нелюдей по бескрайним просторам крупнейшего временного города в мире.
Часто слышу от совершенно разных людей идеи о том, что неплохо было бы всех удивить на Burning man постройкой матрешки или танка, а еще, говорят, круто мавзолей построить и всем вырядится в пионерские галстуки. Но очень радостно от того что такие идеи до реализации не доходят. А приезжают из России интересные и необычные проекты, никак не похожие на пропаганду стереотипов.
Подробно расскажу про десять объектов. Именно столько было построено и привезено на Burning man 2019 из России. (допускаю что российских проектов могло быть и больше, но я о них не слышал, равно как и гугл с социальными сетями). Все они плод работы разных художников и команд, которые независимо друг от друга и погодных условий сделали прошлый год немного веселее. Не только для себя и для всех любителей пустыни, а также всех любителей красивых картинок в инстаграме.
Карусель Заря/Carousel Zarya
Автор Александр Довыденков @carouselzarya.
Слова автора: «Совсем недавно мы вернулись с Burning Man 2019. Мы поставили Карусель Зарю в пустыне ровно в срок, 25 августа, и после заката солнца она совершила свой первый круг на событии, к которому мы готовились почти год. И потом Заря уже не останавливалась, а вместе с ней и жители пустынного города, да и мы сами.
Самая распространенная реакция на Карусель проходила в три фазы:
— Ого, она крутится!
— Ух ты, её крутит вон тот чувак!
— Вау, я сам могу её покрутить!
Люди крутили и крутились, катались на животных, танцевали и прыгали, висели на деталях конструкции, использовали стойки крыши вместо пилонов, проверяли, насколько быстро её можно раскрутить и сколько человек может участвовать в этом процессе… Были и такие, кто приходил на Карусель каждую ночь, приводил друзей, спрашивал «А где ваш клёвый диджей и когда он будет?», если Юра отлучался или спал внутри Карусели после бурной ночи.
Благодаря очень многим неравнодушным к проекту людям всё получилось. Команда Зари, друзья, поддерживающие нас в России и Америке, опытные российские бёрнеры, те, кто отозвался на наш краудфандинг и вообще все, кто помогал Заре словом, делом или доброй мыслью — спасибо вам!»
В 2019 два проекта из России получили грант от Burning Man. Особенность этого гранта в том, что он покрывает не больше половины затрат. А также там жесткая система отчетности и перевод денег позже, чем этого хочется большинству получателей. Но все это не стало преградой на пути жовиального Александра и его команды. Было волнительно наблюдать как они последовательно проходили все шаги по поиску дополнительного финансирования, решали проблемы логистики и быта. Почти за год до поездки никто не сомневался что до пустыни они доедут и все пройдет успешно. По пути в США у них было несколько фестивалей и мероприятий по сбору средств.
Арт является интерактивным сплавом карусели, танцпола, гигантской шарманки ну и плюется огнем, не без этого. Для всей команды это был первый Берн. Обошлось без кома.
Жили карусельщики вместе с лагерем Fuzzy purple. Российский лагерь с пропиской в Раменском. Лидер — Олег Сукнов. В 2018 Олег поразил меня своей шубой, а в 2019 тем, что махнул на Берн со своим новорожденным ребенком.
# Slonik
Автор Михаил Цатурян @libertile Прямая речь:
Слова автора: «Моё величайшее достижение в жизни (на данный момент)! Спасибо всем кто помог мне прийти к этому»
Это самый большой арт-объект Burning man 2019, самая высокая надувная фигура в мире, самое крутое мое приключение в пустыне.
# Slonik был задуман как арт-объект для привлечения внимания к проблеме жестокого обращения с животными. Эта идея возникла в процессе разработки. Так как слоника должно было быть видно практически отовсюду, то возникал вопрос — что делать с людьми, которые придут к нам? Самым легким решением было бы устроить бар и закатить дискотеку 24/7. Но мы решили пойти сложным путем. И постарались сделать что-то хорошее.
Изучив тему, мы выяснили что если все слоны в один день исчезнут, то через лет сорок погибнет все живое на земле. Так было принято решение рассказывать людям про слонов и просить их не делать простых, на первый взгляд, вещей, которые, в конечном итоге, могут помочь всем. Мы просили не покупать изделия из слоновой кости и кожи, не посещать цирки, не верить в мифы восточной медицины о том что хобот может быть афродизиаком (виагра эффективнее — мне друг рассказал), а также воздержаться от любых аттракционов со слонами. Чтобы приручить слоника его забирают от слонихи, часто мать убивают. А затем малышу год прилетает от «дрессировщика» палкой с гвоздями, на ежедневной основе. Если в следующий раз где-то в Тайланде вы вспомните об этом и не поддержите деньгами такой бизнес, то может быть у этого мира останется шанс.
Свой путь # Slonik начал в московском парке Кузьминки, с руководителем которого мы сошлись на любви к пустыне. Далее слона увидели в Блэк Рок, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Когда будет можно, # Slonik обязательно снова надуется в Калифорнии.
https://www.youtube.com/watch?v=ban9Vpyg0Sg
Мне повезло быть лидером # # DarkArt — это лагерь второго года, который мы с друзьями собрали после неоднозначного опыта в 2018 году на эспланаде (главной променадной улице BM). Несколько раз в месяц мы собирались и обсуждали проект, планы поездки и отвечали на вопросы людей, которые тоже хотели бы сгонять в пустыню. Так собралась команда, которая практически единым составом ворвалась в пустыню за неделю до открытия ворот и также в общем порыве в большой американский праздник День труда (именно эта дата выпадает на последний день Burning man каждый год) сгребала случайный мусор на доверенной нам территории. Каждый участник лагеря внес свой уникальный и полезный вклад в проект # Slonik. Эта история совершенно точно еще далека от своего завершения.
Intersection X
Автор Invisible Pink Unicorns @ invisible_pink_unicorns
Слова автора: «Эта арт-инсталляция представляет собой перекресток реального размера со светофорами, фонарями, дорожными знаками и автобусной остановкой с рекламой (вы можете поставить свою!), почтовый ящик (пришлите нам письмо!) и анонсами выступлений.
Помещая такую привычную для городского глаза инсталляцию в чужой пейзаж Плайи, мы стремимся вызвать ощущение Миража в пустыне, поскольку две реальности накладываются друг на друга и путешествие между ними становится возможным. Самое обычное — перекресток-это, возможно, последний объект, который вы ожидаете увидеть в Burning man. Это противоречит другим предметам искусства, усиливая ощущение того, что вы находитесь в другой реальности.
Этот перекресток — гораздо больше, чем обычная улица, которую человек знает из своей повседневной жизни. При ближайшем рассмотрении кажется, что пересечение возникло из параллельной вселенной. Вселенная, где Burning man вышел за пределы пустыни, нашел путь в городское царство и изменил его.
В этом мире единорогов можно встретить бок о бок с роботами, и город взаимодействует со своими жителями случайным образом. В этом мире зеленый человек на светофоре пешеходного перехода не просто указывает, когда можно безопасно перейти дорогу, но предполагает, что такие действия, как медитация или объятия незнакомца рядом с вами, а также единороги являются законными участниками дорожного движения.
Для большинства из нас мир горящего человека и повседневный мир являются параллельными вселенными, и пересечение представляет собой нашу мечту о месте, где эти реальности встречаются и существуют одновременно.
В соответствии с темой этого года мы решили, что перекресток должен быть преобразован. И вот что вы увидите изменившуюся в этом году версию его по сравнению с прошлым годом: на месте одного из световых столбов появилось большое дерево. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что ствол напоминает фонари, плоды деревьев тоже выглядят знакомыми, они пошли вслед за светофорами. Часть асфальтового покрытия превратилась в зеленый ковер, а под деревом прячутся маленькие флуоресцентные грибы. Какое-то гигантское существо свило гнездо на крыше автобусной остановки.»
С командой Intersection X мы встретились в роковом контейнер-гейте 2018 года, когда 4 лагеря решили поделить один морской контейнер, следующий по маршруту Москва-Пустыня. Организаторы этого процесса оказались бездарными мошенниками и попытались провести контрабандой немного древесины. Таможня оказалась против, мошенники, как молодые люди новой формации (Бёёёрныры!) решили все «порешать». В моменте, когда на поиски «порешания» ушел почти месяц, об этом начали узнавать другие участники экспедиции. Узнавать, платить штрафы, разгружать контрабанду и так далее. Но время было уже упущено, груз приехал после завершения Burning Man.
Несмотря на неожиданные препятствия, команда единорогов не сдалась и собрала проект заново, уже в США, за 2 недели до начала мероприятия. Так как я в том году делал то же самое, то могу уверенно сказать — это не совсем легко. Снимаю бейсболку!
В 2019 Invisible Pink Unicorns выиграли грант и улучшили конструкцию своего проекта. Вернулись с еще более интересной идеей и вновь построили свой перекресток в пустыне.
Invisible Pink Unicorns это не только творческая группа, но еще и лагерь. Они рассекают по пустыне в розовых шубах и обнимают незнакомцев. В прошлом году они располагались неподалеку от лагеря, где жил наш австралийский друг. Несколько раз проезжал мимо них и, почему-то, запомнил что последняя буквы названия лагеря поменялась с S на Ы. Я решил что просто раскладку клавиатуры забыли поменять. Но выглядело симпатично.
Time machine MVP
Автор Liya Iva contact@unicorns.camp.
Слова автора: «Это первый минимально жизнеспособный продукт (MVP — minimum viable product) стенда для путешествий во времени.
Пожалуйста, имейте в виду, что этот MVP в настоящее время работает в одном направлении и может только перенести вас из настоящего в будущее, а текущая доступная скорость составляет одну секунду в секунду.
Если испытания подтвердят интерес к нашему прототипу, то в ближайшие дни мы привезем полностью работающую машину времени, которая сможет доставить вас в разные стороны во времени и с разной скоростью. На самом деле, если все пойдет по плану, этот нынешний MVP будет заменен стендом для путешествий в реальном времени.
Это на самом деле точка сбора. Когда все будет готово, наш полностью функциональный стенд для путешествий во времени будет отправлен сюда 31.08 в 5 часов вечера. Пожалуйста, давайте встретимся в это время рядом со стендом (на всякий случай не слишком близко).»
Это единственный проект из великолепной десятки, который на Burning man 2019 я не видел собственными глазами. Также не смог найти каких-либо фотографий. Поэтому, я считаю что машина времени действительно получилась, просто мы еще увидимся в будущем. Удалось найти лишь звуковое сопровождение для таких путешествий. Время вперед! — пусть и всего лишь на 10 минут.
https://soundcloud.com/stations/track/takovoi/time-machine-ost-burning-man-2019
Это еще одна работа Invisible Pink Unicorns
Space elephant
Автор Олег Сукнов suknov@gmail.com.
Слова автора: «Космический слон покажет как вещи и тела получают новую жизнь после смерти в совершенно разных формах. Так что с одной стороны это страшный слоновий скелет, а с другой — уютная чайная и спокойное место.»
Этот идеальный пример сконцентрированного уюта опоздал на на BM18, зато в 19-ом году в полной мере порадовал своих создателей и просто проезжавших мимо людей. Этот слоник куда-то летел, но прилег отдохнуть. И служил приглашением для всех сделать то же самое, хотя бы на несколько минут.
Большие молодцы ребята из лагеря Fuzzy purple что довезли этот объект в пустыню.
Airfield for walking in the clouds
Автор Weld Queen @weldqueen
Слова автора: ««Аэродром для витания в облаках» — модель фантазийного аэродрома размером 35 х 15 метров с десятью дрим-лайнерами — «Креслами для витания в облаках». Первое «Кресло для витаний в облаках» было создано Weld Queen в 2016 году.
Аэродром представляет собой большую интерактивную инсталляцию, на которой люди, усевшись и раскачиваясь в «Кресле для витания в облаках», могут «оторваться» от земли и быть ближе к своим мечтам. Это место, куда каждый может прийти, чтобы отправиться в путешествие в глубины своего космоса.
«Аэродром для витания в облаках» создавался силами Weld Queen и команды волонтеров в Москве. Все части инсталляции были созданы в России и отправлены на Playa в разобранном виде морским контейнером. Команда создателей «Аэродрома» вместе c Weld Queen собирали инсталляцию к началу Burning Man 2019.»
Саша (так в миру зовут Weld Queen) по изначальной задумке должна была стать одним из трех художников лагеря #DarkArt. Но разные взгляды на жизнь, которые часто и рождают истину, не позволили этому случиться. Я уверен что все сложилось к лучшему для всех. Мы помогли Саше с контейнером — она получила удовольствие. Все выиграли.
Этот Аэропорт я увидел в пустыне в рамках спонтанной экскурсии, устроенной техасскими дамами из Департамента общественных работ. Они рассекали на розовом кадилаке, ранее принадлежавшем Ларри Харви. В общем, отказаться было невозможно. Итог такой: утренние арты самые красивые, на крыше автомобиля ездить удобнее всего, Внуково — намного хуже.
Why People Can’t Fly
Автор Vasily Klyukin & Zurab Ermilov
http://vklyukin.com/sculpture/section-2/whypeoplecantflyinvenice/
Слова автора: «” Почему люди не могут летать” — это работа, которая, как мне кажется, представляет меня самого. У меня, как и у большинства из нас, есть багаж, проблемы и заботы, которые тянут меня вниз. Из-за этого багажа я чувствую, что не могу летать, образно говоря. Меня тянут вниз мои обязательства и моя внутренняя незрелость.
Я знаю, что не только у меня есть эти проблемы. У каждого из нас есть багаж, который давит на нас. Будь то финансовые, семейные или личные проблемы, эти проблемы лежат в основе каждой из наших жизней. Мы как вид и индивидуально не можем расти, пока не изменимся, мы не можем летать без этого. Семь грехов лежат в основе этих проблем. Это наши собственные, личные грехи и грехи тех людей, на которых мы полагаемся и зависим.»
Несколько лет назад другой проект Василия стал первым арт-объектом, который я потрогал собственными руками без последующих шипений и недовольных взглядов музейных смотрительниц. Я помогал с транспортировкой, монтажом и демонтажем. Как это часто бывает в первый раз — мне не понравилось. Но потом, к сожалению, втянулся.
В 2019 why people cant fly располагался ровно посередине между нашим объектом и лагерем. Соответственно мы могли наблюдать все стадии стройки и преобразования. А также удивляться тому, что огромному количеству обнаженных людей хотелось повторить позу человека на скульптуре. Я точно знаю в каком месте было сделано самое большое количество фотографий людей, стоящих на руках.
The Blanket
Автор Alex Shtanuk alexandershtanuk@gmail.com
Слова автора: «Эта огромная светоотражающая инсталяция вернет волны древнего озера Лахонтан обратно в Плайю. Одеяло будет постоянно менять свой силуэт от силы ветра, принимая различные сюрреалистические формы: волны, горы или скульптуры.»
У Саши получилось укрыть пустыню одеялом лишь с третьей попытки. Каждый раз не хватало надежных рук. Саша сдавался, но только чтобы перегруппироваться. В итоге на несколько дней космическое одеяло увидело палящее солнце. Этот объект немного отличается от всех остальных тем, что он полностью создан на американской земле, из местных материалов. Но Штанюк и его команда говорят на русском языке и чаще выпивают в Москве, чем в Лос Анджелесе. Так что считаем этот неотъемлемый атрибут спальни российским.
Помимо забот с артом, Саша был организатором лагеря 100 to 0. По моему мнению описание лагеря на сайте ВМ самое остроумное. Из всех российских лагерей, как минимум. Оставляю его тут без перевода:
100 °F is a regular day temperature on Playa.
0 °F is a regular temperature at our place.
Everyday freeze sessions for everyone and his brother. Solarium vice versa. Cold, dark and uncomfortable. Very soon you would want to leave. Disgusting hot drinks are served. Occasional DJ sets and ridiculous daytime Italo Disco parties.
Back to the Future: Dystopia about the Space Dogs
Автор Firecup&Victory of the Surrial* (*да, именно так на сайте BM написано слово Surreal). @firecupart.
Слова автора: «Установка состоит из шести сферических кострищ. Пять сфер, рассказывающих захватывающую космическую легенду, расположены вокруг великолепного цветка огненной ямы.
Инсталляция “назад в будущее: антиутопия о космических собаках” возвращает нас в золотой век научной фантастики, когда вера во всемогущество человеческого разума и духа была безгранична. В оформлении арт-объекта использованы произведения советских художников из научно-фантастических романов. Герои их произведений-покорители космического пространства, внеземных ландшафтов, а также разумные и верные человечеству роботы, товарищи по оружию.»
Эта инсталляция приезжала в пустыню уже второй раз. Ночью в очагах горел огонь и подсвечивал сюжеты — у каждого свои. Они были нашими ближайшими соседями, так что если бы очаги горели чаще, то мы точно ходили бы греться во время ночных бдений. Все-таки пламя это круто, почти как Дэвид Боуи.
Благодаря дуэту парней из Victory of the Surreal увидеть эти шары мы смогли и по завершению Burning man. На две недели они приютили #Slonika на период между двумя мероприятиями в Калифорнии. Спасибо Диме и Пете, однажды они определенно победят!
Eden 2100
Автор Полина Польских polskikhpolina@yandex.ru.
Слова автора: «Абстрактный металлический скелет кита, как памятник природы и биологических видов, пострадавших от воздействия человека.
Eden2100 открывает для нас неопределенное будущее, время, когда нам придется принять тот факт, что “у нас нет другой планеты”. Отражая всю “нестабильность” наших знаний о будущем, это попытка напомнить людям, что будущее зависит от наших действий сейчас.
При создании проекта ставится цель привлечь внимание людей к экологическому дисбалансу, в основном создаваемому деятельностью человека. Eden2100 это гид по экологическим вопросам. Работа открывает глобальную катастрофу, ее симптомы.
Eden2100-это терапия нашей “экотравмы” и призыв к созданию лучшего будущего для человечества и нашей планеты.»
Одну из ночей на Берне автор этой работы провела с нами на смене — потерялась. Было душевно и очень холодно. Она рассказала о том, что сильно отличает ее работу от других — логистика. Все запчасти были доставлены в США как простой багаж, в чехлах для сноуборда. Это мечта для любого, кто сталкивался с вопросом доставки чего-то объемнее собственной задницы в Black Rock City.
Вместо выводов:
1. Десять арт — объектов это действительно много. Все они разные, с разными идеями и сделаны из всех возможных материалов: от дерева до противопожарных одеял.
2. Все кто участвовал и помогал в подготовке, стройке, разборке, логистике, да чем угодно — все без исключения прекрасные люди и заслужили огромное СПАСИБО, как минимум.
3. В 2021 году Burning man непременно состоится. Если вы давно мечтали, но не знали как, то вот вам подсказка. Чаще всего лагеря и художники возвращаются в пустыню с новыми работами. Предложить свою помощь — прекрасное начало и дружбы, которая, возможно откроет вам один из интереснейших сценариев Burning man — участие в команде строителей.
4. Все ограничения только у нас в голове. Бесконечны горизонт, глупость и фантазия.
p.s.
ответы на все первичные вопросы при приступе острого желания отправится на Burning man https://t.me/burningman2018/2755