Найти в Дзене
Своими глазами

Пешком по рельсам

Оглавление

Часть 4

Продолжаем наше виртуальное путешествие по железнодорожным станциям Абхазии.

Первая часть тут

Покинув скромную, мягко говоря, платформу "2110 км" в посёлке Мачара, о которой было рассказано в предыдущей части, мы отправились дальше — в посёлок Гулрыпш. Надо сказать, что этот посёлок — не какое-то богом забытое место: в прошлом тут проживали многие известные писатели. И не только абхазские и грузинские, но и русские. В частности, тут имели свои дачи писатель Константин Симонов и поэт Евгений Евтушенко. Так же тут находилось здание дома творчества "Литературной газеты". Об этом напоминают названия заброшенного дома отдыха "Литературная газета" и причала "Литературный".

Но всё же вернёмся к главной теме нашего путешествия. Доехав до поворота, ведущего к платформе, мы решили не рисковать и не проезжать дальше на машине — не зная брода, как говорится. Оставив автомобиль, мы пошли пешком. Судя по карте, платформа должна была быть недалеко.

Дождь не прекращался, поэтому рисковать ехать по такой дороге мы не стали
Дождь не прекращался, поэтому рисковать ехать по такой дороге мы не стали

Идти действительно было совсем немного, да и дорога оказалась вполне накатанной, но возвращаться в машину мы уже не стали. И вот он — павильон станции "Гулрыпш".

Хотя на картах станция отмечена как "Гулрыпш", судя по табличке и по окончанию слова, которое она собой скрывает, станция носила название соседнего посёлка — Агудзера.

Понятное дело, что внутри смотреть давно не на что...

Тем не менее павильон довольно уютный и, приложив немного фантазии, можно представить, как симпатично он смотрелся в окружающей его зелени, когда служил по своему прямому назначению.

После платформы "2110 км" "Гулрыпш - Агудзера" добавила нам оптимизма и мы, поблагодарив её за это, поехали дальше. Теперь нас ожидала станция с "барабанным" названием "Дранда".

-5

Село Дранда в первую очередь известно своим древним Успенским собором, построенном предположительно в VI-VII вв. Возле него всегда людно и любой туристический маршрут по святым местам Абхазии обязательно включает в себя посещение этого храма. Диаметрально противоположны Драндский собор и станция "Дранда" как по количеству посетителей, так и по расположению: храм в северной части, ближе к горам, а вокзал на юге — ближе к морю.

Информации об активных временах станции найти я не смог, поэтому остаётся строить догадки.

Здание вокзала довольно большое, но при этом без каких-либо архитектурных изысков. В маленький павильончик "Гулрыпша" вложено гораздо больше души, хотя дата открытия у обеих станций одинакова — 1940 год.

Вообще, разветвлённая система железнодорожного полотна и территория вокруг "Дранды" навевает мысли о бо́льшем её предназначении как грузовой, хотя несомненно, что и пассажирские поезда тут останавливались. Наверняка отсюда ходили автобусы до расположенного неподалёку международного аэропорта Бабушара (ныне недействующий).

Здание, находящееся на пристанционной территории. Думаю, бывший склад и/или гараж
Здание, находящееся на пристанционной территории. Думаю, бывший склад и/или гараж

В настоящее время на станции также случается редкое движение грузовых поездов.

Стоит отметить, что само здание в довольно хорошем состоянии. И если сравнивать с тем же "Гулрыпшем", думается, что драндский вокзал через некоторое время после своего появления был перестроен. Отсюда скромность и лаконичность постройки, подчёркивающая её более практичное предназначение.

Внутри совсем пусто. И только усы дикой ежевики постепенно забирают себе то, что теперь стало не нужно людям.

Выезжаем из Дранды. Проезжаем буквально пару минут по шоссе. Сворачиваем в сторону первого же по ходу движения села Уарча. Немного проезжаем вперёд, пересекаем рельсы, поворачиваем налево.

К слову: в селе Уарча родился Дмитрий Иосифович Гулиа (1874-1960) — "абхазский Пушкин". Этнограф, лингвист, стоявший у истоков создания абхазской письменности, литературы, театра, первой абхазской газеты "Апсны" (1919). В начале ХХ столетия он перевёл на абхазский язык Евангелие, а также "Слово о полку Игореве", произведения Пушкина, Лермонтова и т.д.

Никаких сложностей с поиском этой станции нет — "Кодор" встречает нас уже издалека, так как стоит на возвышении.

Думаю, возвышение всё же имеет искусственное происхождение
Думаю, возвышение всё же имеет искусственное происхождение

Для меня слово "Кодор" с детства на слуху. Нет, не потому, что я бывал тут маленьким. Это что-то неосознанное, чего я не помню толком. Скорее всего, я слышал это название где-то по телевизору, в новостях, в которых освещались события грузино-абхазской войны. Слышал, но не вслушивался, не понимая о чём речь и не интересуясь. Думаю, не у меня одного слова "Кодорское ущелье" вызывают непонятные, забытые, но отчего-то знакомые пульсации... Хотя и в середине 2000-х там снова было неспокойно.

Название станции дала одноимённая река, протекающая неподалёку. Название на грузинском, как водится, отбито
Название станции дала одноимённая река, протекающая неподалёку. Название на грузинском, как водится, отбито

Остановочный пункт здесь был открыт так же в 1940 году и до 1951 года носил название "Кодор — Лесозавод". С 1951 по 1967 г. — "Кадори".

-12

Честно говоря, мне не совсем понятно назначение станции, так как вблизи платформы домов совсем немного, а до Уарчи ещё целый километр! Если она предназначалась для работников того самого "Лесозавода", то платформа весьма скромная по размерам для того количества рабочих, которые, в моём представлении, должны были бы сюда прибывать. Возможно, раньше вокруг станции и домов было побольше...

Сам павильон один в один повторяет своего брата в Гулрыпше. Разве что "крылья" здания чуть шире.

Как говорится: найдите десять отличий от павильона "Гулрыпш"
Как говорится: найдите десять отличий от павильона "Гулрыпш"

Внутрь попасть, конечно, можно, но довольно затруднительно, так как и сама платформа, и вход внутрь домика плотно заросли́ уже знакомой нам дикой ежевикой и прочими кустами.

Тревожить кусты мы не стали и ограничились осмотром снаружи. Вряд ли мы многое потеряли
Тревожить кусты мы не стали и ограничились осмотром снаружи. Вряд ли мы многое потеряли

От "Кодора" мы отправились дальше. Но об этом уже в следующей части...

Пятая часть тут

-15

#абхазия #абхазия фото