За время эксплуатации популярного семейства автомобилей МЗМА-400, не обошлось без многочисленных кустарных его переделок. Чаще всего четырехсотые переделывали в пикапы, которые были в большом дефиците на территории СССР. Обычно в них переделывали списанные аэродромные пусковые агрегаты АПА-7. Такая переделка была весьма несложной. Встречались переделки и седанов в пикапы.
Популярной переделкой была в кузов универсал. Здесь уже существенно дорабатывался существующий кузов седана. Без внимания не остались сами седаны, у которых местные кулибины модернизировали фары или увеличивали багажное отделение.
К сожалению, всех переделанных машин семейства МЗМА-400 не отследить. До сегодняшних дней дожили лишь немногочисленные останки пикапов и некоторые упоминания на черно-белых фотографий. Читателю постараюсь донести, что удалось отследить...
ПИКАПЫ:
1. Довольно интересный пикап на шасси МЗМА-400. Он был замечен в Алтайском крае в Барнауле. По слухам это переделанный в пикап АПА-7
2. Пикап на шасси МЗМА-401 в Борисоглебске. Автомобиль 1954 года выпуска. Был приобретен Вячеславом Малинченко и планировался к восстановлению в 2011 году. Работы были начаты, потом приостанавливались. Судьба неизвестна. Экземпляр интересен тем, что в кузове располагались пассажирские места в виде мягких лавок.
3. Пикап на шасси МЗМА-400. На автомобиле смонтирована уже грузовая деревянная платформа с бортами. Крылья заменены на самодельные. Судя по всему этот мини грузовичок нещадно эксплуатировался длительное время. Передняя балка взята от ГАЗ-24. Сам МЗМА-401 был 1954 года выпуска. Автомобиль был куплен в 2012 году за 1500 рублей в пункте приема металлолома в Усолье-Сибирском.
4. А этот пикап на шасси МЗМА-400 был замечен в эксплуатации на территории Грузии в 2010 году.
5. Переделанный из седана МЗМА-400-420, пикап повстречался в Волгоградской области в 2010 году.
6. Один из интересных пикапов из МЗМА-401-420 объявился в городе Рудный на реке Тобол в Костанайской области Казахстана. Первые годы эксплуатации МЗМА-401-422, 1955 года выпуска, теряются во времени, но с 1971 года автомобиль эксплуатировался в Челябинской области в Карталинский район. Владельцем на тот момент был Тепляков Семен Иванович. МЗМА-401-420 с номером шасси 157686 и номером двигателя 202962 был присвоен номерной знак "10-77 чег". В дальнейшем автомобиль перебралась в Казахстан, поменяв номерной знак на "22-34 кщл". "Москвич" использовался в качестве грузовичка для вывоза урожая с полей Казахстана, также на пикапе был сооружён деревянный тент но с течением времени он пришёл в негодность. Последний раз машина была на ходу в 1982 году. Данный пикапчик был куплен за 60000 рублей одним из автомобильных энтузиастов. Восстанавливался...
7. Характерный желтенький пикап на шасси МЗМА-401 продавался в 2011 году в Самарской области в Кинель-Черкасском районе в с. Тимашево. Пикап сильно напоминает переделку из АПА-7.
8. В Краснодарском крае в городе Гулькевичи выставлялся на продажу пикап голубого цвете, переделанный из седана МЗМА-400-420. Автомобиль был куплен. Очень хорошо видны характерные признаки бывшего седана...
9. Один из пикапов был замечен в Калужской области в г. Малоярославец в 2011 году. Он интересен отдельной деревянной грузовой платформой и двухцветной кабиной.
10. В 2018 году в Екатеринбурге продавался пикап на шасси МЗМА-400-420 за 10000 рублей. Машина, 1950 года выпуска, была в ужасном состоянии. Судя по фотографиям врезалась в столб или дерево. Пикап имел заводской шильдик, где кроме года выпуска, можно было узнать, что его номер шасси 28418, а номер кузова 28624.
11. Один из пикапов был замечен в 2016 году в Свердловской области в районе Первоуральска. По слухам ранее, несколько лет автомобиль продавался за 30000 рублей.
На последок несколько пикапов на шасси МЗМА-400-420 местоположение которых выяснить не удалось, но их фотографии сохранились.
СЕДАН:
1. Седан МЗМА-401-420 с дополнительно установленной оптикой был обнаружен в Приморском крае в Дальнегорске. Четырехглазый "Москвич" 1955 года выпуска был выставлен на продажу за 125 000 рублей.
2. Седан МЗМА-401-420 из Красноярска с увеличенным багажным отделением. Автомобиль был куплен энтузиастом в 2010-2011 годах и постепенно восстанавливается. Багажник был переделан в 1981 году.
3. В мае 2017 года в Туле был выставлен на продажу МЗМА-400-420, 1948 года выпуска, с аналогичным увеличенным багажником. Судя по всему, багажник был взаимствован от МЗМА-403. Машина не эксплуатировалась более 20 лет с 1990х годов. На момент продажи двигатель отсутствовал. Автомобиль был продан, дальнейшая судьба неизвестна, скорее всего ушел, как донор, к многочисленным реставраторам.
УНИВЕРСАЛЫ:
1. В интересный универсал в СССР был переделан один из МЗМА-400/401. Получился трехдверный цельнометаллический универсал с открывающейся влево задней дверью. Переделка выглядела очень уникально. До наших дней к сожалению не сохранилась...
2. Здесь интересный случай. Двойная переделка. Переделанный пикап был вновь переделан в пассажирский вариант с кузовом универсал. К сожалению место съемки автору неизвестно.
3. Самодельный универсал на шасси МЗМА-400 в экспозиции Военно-технического музея в с. Ивановское, ГО Черноголовка.
4. Универсал на шасси МЗМА-400-422 из Хабаровска. Для продления срока службы деревянный кузов был обшит металлом с остеклением второго и третьего окон.
5. Универсал переделанный из списанного АПА-7. К сожалению подробности снимка неизвестны. По фотографии видно, что бывший аэродромный пусковой агрегат переделан в грузо-пассажирский вариант.
6. Переделка седана МЗМА-400-420 в универсал. Автомобиль эксплуатировался в Томской области и в 2010 году был на ходу.
Автор намеренно не стал упоминать здесь, постройку современных многочисленных реплик МЗМА-400-422, опытного пикапа МЗМА-400-420П и АПА-7, сузив статью до переделок времен СССР
(с) Юрий Дорошенко