Не так давно ESA официально объявила о своём участии в программе NASA Artemis. Агентство выбрало частную компанию Thales Alenia Space для создания модулей Esprit и I-HAB для будущей лунной космической станции LOP-G (Lunar Orbital Platform — Gateway). На Международном астронавтическом конгрессе 2020 года стороны подписали контракт, в рамках которого Thales Alenia Space разработает и построит модули на производственных мощностях в Италии и Франции. Стоимость контракта составляет около 622 миллиона евро.
Первый модуль
Esprit — это небольшой, многофункциональный модуль связи и обеспечения. В нём будут находиться системы хранения топлива, заправки, связи с лунной поверхностью HLCS (Halo Lunar Communication System), а также устройство для крепления внешней полезной нагрузки.
Вторая часть Esprit — ERM (ESPRIT Refueling Module). Это модуль, который объединяет заправочный шлюз и небольшой герметичный модуль, оборудованный большими окнами, из которых открывается 360-градусный обзор Луны, Земли и остальной части станции. ERM будет активно снабжать космическую станцию химическим топливом и ксеноном, чтобы продлить срок её службы, а также подготовить «почву» для использования многоразового лунного посадочного модуля или корабля, предназначенного для полетов в дальний космос, в частности на Марс. Запуск ERM намечен на 2027 год.
Второй модуль
I-HAB (International — Habitat) — это герметичный модуль длиной 7 метров, диаметром 4,5 метра и сухой массой при запуске от 8 до 10 тонн. Он оснащён системами жизнеобеспечения и стыковки. При создании I-HAB инженеры используют опыт, полученный в ходе разработки и эксплуатации элементов Международной космической станции (МКС)
Модуль будет обладать облегчённой конструкцией и усовершенствованной системой защиты от микрометеоритов. Инженеры намерены улучшить существующие системы стыковки и управления, а также теплообеспечения для автономного обогрева и кондиционирования станции.
I-HAB станет первым модулем, который испытает воздействие длительного пребывание (на постоянной основе) в условиях дальнего космоса, что даст возможность испытать и продемонстрировать потенциальные конструкторские решения для обеспечения защиты от космического излучения.
Большую часть времени I-HAB будет работать на орбите автономно, без экипажа. Это потребовало от инженеров внедрения роботизированных систем на борту станции и за её пределами. Одним из ключевых моментов по модернизации конструкции, который не применялся с МКС, станет использование технологий виртуальной реальности для разработки более комфортного интерьера станции. То есть инженеры наденут 3D-очки и оценят, где лучше расположить предметы, не будет ли внутри тесно. Запуск I-HAB запланирован на 2026 год.
Esprit и I-HAB станут вкладом Европы в программу NASA и откроют дверь в новое десятилетие европейских исследований Луны и Марса.
Европейская Thales Alenia Space также была выбрана американской корпорацией Northrop Grumman как субподрядчик для постройки жилого модуля Halo (Habitation and Logistics Outpost) для станции Gateway, который позаимствует конструктивные решения грузового корабля от Northrop Grumman Cygnus. Также компания разработает системы защиты от микрометеоритов. Модуль Halo станет пристанищем для первых экипажей Gateway после их прибытия на корабле Orion от Lockheed Martin. Модуль планируется запустить в 2024 году.
Модуль возьмёт на себя функции по управлению связью, обработке данных, распределению энергии, терморегулированию. Halo призван дополнить и расширить функционал Orion после стыковки.
Отложим в сторону экономические и социальные аспекты контрактов, очевидно, что благодаря им ЕSA гарантирует загруженность мощностей своих партнёров в Европе, а также продолжение своей программы по исследованию Луны и Марса.
Перевёл и адаптировал Артур Арушанян
Источник: https://www.futura-sciences.com/alternative/amp/actualite/83598/